24.11.2010 | 13:47

Из истории артиллерии

«Артиллерия – это не только грохот пушек, но и наука». Знаменитое высказывание Петра Первого сотрудники Военно-исторического музея выбрали в качестве названия для новой выставки. В экспозиции – редкие русские и западноевропейские рукописи, книги, брошюры, а также труды по истории артиллерии, так необходимые для изучения военного искусства. Рассказывают«Новости культуры».


В экспозиции есть документы, которые за 300 лет никогда и нигде не выставлял. Это уставы и наставления для канониров и мастеров-пушкарей. В допетровскую эпоху орудия отливали «по наитию». «Каждый мастер отливал пушку на глазок. Если ядра кончались, то пушку можно было выкидывать, так как стрелять было нечем. И с Петра Первого началась унификация русской артиллерии», - рассказывает заместитель директора Государственного музея артиллерии Сергей Ефимов.

Чтобы успешно вести боевые действия на суше и на море, нужно было проводить военную реформу - на флоте и в артиллерии. Наставления и артиллерийские таблицы были максимально просты. «Они писали не только, как надо делать и как не надо делать, и что будет, если сделать неправильно. Это позволяло артиллеристам не на шишках учиться, а на теории, на книгах», - говорит старший научный сотрудник Государственного музея артиллерии Евгений Юркевич.

Главная тяжесть перевода европейских артиллерийских наставлений легла на плечи сподвижника Петра Первого - Якова Брюса. «Даже он писал Петру то, что ему предлагали редактировать переводчики посольского приказа печатать нельзя, приходиться переводить все заново. И вот, представьте себе, когда идет Северная война, и он руководит артиллерией, а в свободное время переводит книги», - разъясняет Сергей Ефимов.

Российская артиллеристы не только учились европейской артиллерийской науке, но старались придумать что-то новое. Иногда получалось - иногда нет. Пушка, стреляющая сразу тремя ядрами - пример живой инженерной фантазии, сейчас бы сказали - креатива. Противник получает три ядра, поэтому для боевых действий малопригодны. Артиллерийские офицеры первыми стали получать систематические знания. Они должны были уметь хорошо считать, знать химию и физику, а также чертить и рисовать.