24.11.2010 | 15:30

Наталья Макарова празднует 70-летие

Диссидентка от балета - танцовщица с мировым именем Наталья Макарова - в эти дни празднует свое 70-летие. Ученица Ленинградской школы балета, прима Мариинского театра - она осталась на Западе в 70-м году во время гастролей театра. Прекрасно зная на что себя обрекает - улюлюканье советских критиков и перспективу никогда больше не увидеть родной город. Но желание вырваться из жестких рамок идеологического балета оказалось сильнее. В Европе ее ждал оглушительный успех - Макарову называли одной из самых лиричных и артистичных балерин мира. Сейчас она живет в Калифорнии, но в эти дни прима вновь в Петербурге. Родной Мариинский театр преподнес ей, возможно, самый долгожданный подарок - сегодня вечером в ее честь дают «Лебединое озеро». Наталья Макарова танцевала его сотни раз. В Петербург прима приехала еще накануне, чтобы побывать на последней репетиции. Рассказывают«Новости культуры».

Балерины бывшими не бывают. Даже в 70, в тяжелой шубе, она ступает по коридорам Мариинки с той же безупречной выворотностью, что и полвека назад. Этой невесомости и полетности аплодировали Лондон, Париж и Нью-Йорк. Но в Советском Союзе Макарову не вспоминали долгие 20 лет - когда в 70-м году она не вернулась с гастролей - осталась на Западе. Сегодня портрет Макаровой вновь на афише Мариинского - в ее честь дают «Лебединое озеро» - любимый спектакль балерины. Образ Одетты-Одиллии она всегда ценила за немыслимую экспрессию и артистичность, возможность до конца выплеснуть эмоции. Ее тогдашний партнер Геннадий Селюцкий до сих пор помнит, как выбивался танец Макаровой из традиционного рисунка, принятого на советской сцене.

Сегодня танцевать белого и черного лебедя будет Ульяна Лопаткина. Нынешняя прима театра нарушает свой железный режим - вечером накануне спектакля она обычно отдыхает. Но ради класса с Макаровой Лопаткина вновь в репетиционной комнате. Здесь оживают воспоминания - как совсем девчонкой, в училище, с жадностью смотрела редкие видеозаписи с Натальей Макаровой, впитывая это бесконечное течение линий.

«Чем не накопление опыта, обогащение - мнением великой балерины, ее требовательностью. Спектакль, который грозил превратиться в рутину, становится новым неизвестным», - говорит прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина.

Спокойного наблюдателя из эмоциональной Макаровой, конечно, не получается - она то и дело вскакивает и показывает Ульяне Лопаткиной, как сама когда-то танцевала партию Одетты-Одиллии. Как жестом руки или поворотом головы выражала обреченность героини и неотвратимость судьбы.

И Макарова, и Лопаткина, пройдя традиционную школу русского балета, не попали под влияние западных танцевальных техник - хотя очень много работали с зарубежными труппами и балетмейстерами. Обе замечают, как изменилось исполнение классических партий всего за несколько десятилетий. Их творческая дискуссия о том, какой должна быть линия предплечья у Одетты, затягивается. Репетиция заканчивается ближе к ночи.

От интервью Макарова категорически отказывается и объясняет - это не звездный каприз. Главное она уже сказала на репетиции. И по старой театральной традиции словами просто боится спугнуть удачу. Ведь очень важно, чтобы сегодняшний спектакль закончился он не просто аплодисментами, а бурными овациями - как и 50 лет назад, когда на сцену Кировского театра выходила балерина Наталья Макарова.