17.10.2012 | 10:38

Дмитрий Крымов представляет в столице спектакль "Как вам это понравится"

«Для хорошей пьесы не нужен никакой эпилог» – такими словами завершается комедия Уильяма Шекспира, которая легла в основу новой работы Дмитрия Крымова. «Как Вам это понравится» – премьера сегодня на сцене «Школы Драматического Искусства». Этот спектакль, созданный на основе произведения английского классика и идей российского режиссера, первыми увидели зрители Шекспировского королевского театра. Позже постановку показали на Эдинбургском фестивале, где она получила Гран-при. Теперь настало время и московской премьеры. Рассказывают «Новости культуры».

Перед первым показом для московской публики Дмитрий Крымов долго репетирует – не сцены из спектакля, а поклоны. Выверяет и здесь каждый шаг.

Единственный в этом спектакле артист, который Крымову не подчиняется, – терьер Веня. У него перед выходом на сцену – своя репетиция. Все два часа спектакля Веня не уйдет со сцены, будет перемещаться и по залу. Но публике в этом спектакле опасаться надо не терьера.

Здесь, конечно, никого не предупреждают, но зритель с этого спектакля Дмитрия Крымова может выйти и в таком виде. Контакт с публикой порой довольно плотный, даже агрессивный. Так что название шекспировской пьесы можно прочесть и с такой интонацией: «Как, вам это понравится?»

Готовиться к подвохам стоит с самого начала. Вам может достаться стул из детского сада. Занять место согласно купленному билету помешает люстра. А когда спектакль начнется, лучше предусмотрительно раскрыть зонт.

Самых везучих зрителей еще будут толкать бревном, кому-то придется уворачиваться от взрывов. Дмитрий Крымов за всем этим наблюдает стоя в сторонке. От шекспировского «Сна в летнюю ночь» он оставил только историю о том, как ремесленники готовят спектакль для Герцога и его свиты. Объясняет: ремесленники – это актеры и режиссер. Герцог и свита – театральная публика. Постановка, которую Крымов создавал по впечатлениям от своего самого первого спектакля в жизни.

«Я помню, когда я шел на премьеру, на первый спектакль, то я думал: господи, что я сделал? – рассказывает Дмитрий Крымов. – Это был мой день рождения. Я думал: что я сделал? Зачем я позвал всех гостей? Лучше б я домой позвал. А позвал в театр, на собственный спектакль, первый в жизни. Думаю: “Идиот, сейчас будет такой треск!”»

Артисты Крымова играют одновременно и ремесленных актеров и влюбленных из пьесы Шекспира – Пирама и Фисбу. Спектакль в спектакле. За ним наблюдают зрители – обычные и особенные.

«Я неоднократно таких зрителей имела, неоднократно чудом меня не хватил инсульт или инфаркт, – говорит народная артистка России Лия Ахеджакова. – Даже люди, причастные к театру, могут вдруг возмущенные встать из второго ряда, пропилить через весь зал и биться в дверь, которую запирают на время первого акта».

Шекспира здесь пересказывают современным языком. Успевают исполнять и акробатические трюки, и настоящие арии. Быть и куклами, и кукловодами. В тупик актеров этой постановки может поставить только вопрос, кого именно они играют.

«Я благодарен Мите за то, что он конкретно не стал называть, что же я буду играть, что же это за проект, он позвал в неведомое», – признается народный артист России Валерий Гаркалин.

Художник Вера Мартынова не скрывает: спектакль играют в недоделанных декорациях. Их не успели докрасить еще летом – перед первым показом в Англии, а потом решили такими и оставить. Изнанку театра лучше и не изобразить. Пародия и на артистов, и на зрителей. В финале – настоящий хор.

Теоретически – свою партию в нем исполнить может каждый зритель. Надо только взойти на сцену и оторвать кусочек партитуры. Публике такой интерактив, похоже, понравился.

«Я была в таком шоке, – говорит актриса Оксана Мысина. – Я плакала, я смеялась, я не знала, куда себя девать, потому что это так свежо, это антитеатр в самом лучшем смысле этого слова».

После окончания спектакля артистов еще долго не отпускают со сцены. Вот почему так тщательно репетировали именно поклоны. Удивлять разнообразием Крымов готов даже в таких мелочах.

 

Читайте также: 

Шекспир на современный лад в «Школе драматического искусства»