26.11.2010 | 10:05

Печать. 26 ноября 2010

Тема взаимопроникновения двух культур – русской и французской, активно обсуждается на страницах сегодняшних газет. Подробности – у  «Новостей культуры».

«Франция во власти Чехова», – убеждают нас «Известия». Причем газета ссылается не только лишь на афишы главного театра страны «Комеди Франсез». Чехов идет по всей Франции! Самой популярной пьесой Антона Павловича в нынешнем сезоне, по подсчетам театральных критиков, оказался «Вишневый сад». Его поставили в парижском «Театре Европы», в театре «Сад», национальном театре Страсбурга и столичном «Атене», где режиссером выступил Поль Дево. «Чехов изобрел новую театральную драматургию, - говорит Дево. - В его пьесах имеют значение не только слова, но и молчание. Драматург словно скальпелем вскрывает человеческие души. Герои постоянно задаются извечными вопросами бытия и никогда не находят на них ответов». «Трех сестер» в парижском Театре Луи Жуве поставил молодой режиссер Володя Серр. В спектакле играет он сам и три его сестры - Александрина, Жозефина и Леопольдина. В репертуарах французских театров также «Чайка», «Платонов», «Иванов», «Свадьба» и инсценировка «Дамы с собачкой». Свою лепту внесла и Марина Влади, выпустившая компакт-диск с рассказами Антона Павловича на языке Мольера. Кстати, недавно в Париже снова показали фильм «Сюжет для небольшого рассказа» Сергея Юткевича, где Влади сыграла роль Лики Мизиновой.

***

А вот на Москву обрушилась волна современного французского танца. Правда, критики «Коммерсант -Weekend» и сами французы сбились со счета: какая именно волна, третья или четвертая? Сомнений нет только насчет первой: она возникла без малого 40 лет назад, после того, как классические устои балета Франции основательно раскачали передовые американцы, проводившие свои мастер-классы везде, где только возможно, вплоть до залов Парижской оперы. Под влиянием заокеанского авангарда во многом изменилось балетное мышление французских хореографов. Накроет ли нас камерным цунами французского танца на этот раз вы узнаете в еженедельнике «Коммерсант-Weekend», прочитав о московском фестивале «Франс Данс».

***
Еще вчера спектакли европейских театров можно было увидеть лишь в двух российских столицах, но этой осенью ситуация вдруг резко изменилась. «Труд» считает, что теперь московским театралам придется чаще выезжать в провинцию за впечатлениями. В чем же дело? «Сейчас привезти в провинциальный театр европейский спектакль мирового уровня иногда стоит дешевле, чем московский или петербургский, - говорит Ольга Никифорова, арт-директор сразу двух международных театральных фестивалей – омской «Академии» и Волковского фестиваля в Ярославле. «На первый фестиваль «Академия» я хотела привезти «Женитьбу» Ленкома, но это оказалось нам не по карману. Зато тут же откликнулись немецкий театр «Берлинер Ансамбль» и «Комеди Франсез». По словам Никифоровой, зачастую в российской провинции иностранные артисты получают больше, чем у себя дома. А раз так, то почему бы этим не воспользоваться, как им, так и нам?