18.01.2017 | 19:31

Открылась выставка Ольги Твардовской и Владимира Макушенко, создавших новую театральную зрелищность

Одно из неизменных слагаемых успеха спектакля – сценография. Кто знает, стали бы культовые постановки «Современника», «Ленкома», Малого театра таковыми, если бы не стопроцентное попадание в канву пьесы декораций и костюмов. В Музее-мастерской Давида Боровского открылась выставка, посвященная совместному творчеству сценографов Ольги Твардовской и Владимира Макушенко. Репортаж Анны Щербаковой.

Спектакль «Тиль» в главной роли с Николаем Караченцовым в 1970-е был сразу стал культовым. Режиссер Марк Захаров доверил создавать декорации и рисовать эскизы костюмов молодым сценографам - Ольге Твардовской и Владимиру Макушенко. Это была их первая крупная театральная работа.

«Они нашли в решении этого спектакля совершенно новый путь, нашли  замечательный ход для внешнего облика, использовав не только современные костюмы. Они использовали какие-то мотивы из Брейгеля, то есть из старой классической живописи, и при этом, это было очень созвучно зрительским желаниям, это была новая зрелищность», - рассказывает куратор выставки Анаит Оганесян.

Муж и жена, художники и работали всегда вместе. Было загадкой, что конкретно придумывал Макушенко, а что – Твардовская. Их творчество было не просто совместным, а единым. Художники с вниманием относились к каждой детали, которая образовывала особый, театральный, мир. Сначала этот мир ограничивался рамками макета. Вот, к примеру, безликий, бесцветно-скромный интерьер дома чеховского Иванова. А вот уже Евгений Леонов играет в спектакле на сцене «Ленкома» – в этих же интерьерах, созданных Ольгой Твардовской и Владимиром Макушенко.

«Здесь высокую эстетику сразу можно увидеть на любом плане, достаточно оглядеть это пространство, и ты понимаешь, что все это пространство являет собой колористическую гармонию. Допустим эскиз костюма: если бы даже они висели вверх ногами, они бы все равно были высоки по своей эстетике», - отметил  художник Юрий Норштейн.

Представлен и макет к спектаклю «Любовь и голуби». Режиссер Валерий Фокин поставил его в «Современнике» в 1980-х. Уже потом, побывав на спектакле, Владимир Меньшов решил снять фильм, взяв за основу сюжет. Создавая декорации и продумывая образы актеров, Ольга Твардовская и Владимир Макушенко хотели передать бытовую культуру. В то время для спектаклей «Современника» был характерен гражданский пафос. Сценографы-новаторы проигнорировали тенденции и с удовольствием окунулись в воссоздание безыскусной, простой жизни. Они вообще все делали с удовольствием. Будь то работа над оперой Гершвина «Порги и Бесс» в Театре им.  Станиславского и Немировича-Данченко, или выращивая из картона «Вишневый сад» – в небольшом липецком театре.

Новости культуры