26.11.2010 | 19:38

Как сложится судьба имения Гавриила Державина в Оренбуржье?

Последнее свидетельство о пребывании в Оренбуржье великого русского поэта Гавриила Державина в скором времени может навсегда исчезнуть. От имения его родителей в Бузулукском районе – некогда богатом и знаменитом – осталась лишь небольшая церковь, и та сегодня на грани разрушения. Даже несмотря на статус памятника культуры. Рядом возвышается остов колокольни, которая давно утратила свою великолепную звонницу, а теперь и сама доживает последние дни. На святых руинах побывали «Новости культуры».

Вторая половина XVIII века, имение Державиных – родителей великого русского поэта и первого министра юстиции Российской империи Гавриила Романовича. Его мать Фекла Андреевна строит деревянную церковь и завещает сыну построить церковь каменную.

«Это семейный памятник Державиных. Гавриил Романович сам был верующим человеком, и такого нет больше нигде в стране», – подчеркивает краевед Сергей Колычев.

Высокая трехпрестольная церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери считается уникальным памятником русской культуры с середины XIX века. Доподлинно известно, что иконы для нее писал выдающийся русский портретист Владимир Боровиковский и первая жена Гавриила Державина Екатерина.

«Иконы Боровиковского и те иконы, которые написала первая супруга поэта, исчезли во время Гражданской войны, во время великого голода», – рассказывает Сергей Колычев.

В начале XIX века в храме венчался герой незаконченной повести Сергея Аксакова «Наташа» Александр Шишков с Марией Булгаковой. Смоленская церковь связала сразу несколько дворянских семей: Аксаковых, Карамзиных, Набоковых. Министр юстиции и сам не бросал свое имение на произвол судьбы. От усадьбы Державина сегодня не осталось и фундамента. Даже местные жители до сих пор теряются в догадках, где именно находился барский дом. Одни указывает на кладбище, другие – на центр села. Но точных данных нет ни у кого.

В 1929 году церковь закрыли. В притворе разместили магазин. Вход был от алтаря, под куполом стояли мотоциклы, а за прилавками шла бойкая торговля водкой. С 1994 года церковь стали восстанавливать, а перед этим внесли в реестр памятников культуры регионального значения и взяли под охрану. Но вся защита заключается в металлической табличке на входе в храм.

«У государства нет средств, или у государства нет воли, чтобы памятник содержать», – предполагает Сергей Колычев.

Здесь идут службы, но у прихода нет денег, чтобы отапливать весь храм. Церковь нуждается в реставрации.