29.11.2010 | 11:23

Печать. 29 ноября 2010

Какие сюрпризы готовит Ярмарка интеллектуальной литературы? И какой эффект можно получить от произведений соц-арта, размещенных в залах античности? Эти и другие темы со страниц сегодняшних газет – в обзоре «Новостей культуры».

 

 

***

1 декабря в Центральном доме художника начинается Международная ярмарка интеллектуальной литературы. Журнал «Итоги» называет ее ежегодным удовольствием для искушенного читателя, преданного не только поэзии и прозе, но и театру. На этот раз гость ярмарки - Франция. Пять известных французских режиссеров познакомят московских театралов с пятью французскими пьесами, никогда не переводившимися на русский язык. В каждой из них затрагиваются проблемы и развиваются идеи, актуальные и важные для современного российского и европейского зрителя. Поэтичного Жан Люка Лагарса, которого во всем мире называют французским Чеховым, представит Седрик Гурмелон. В свою очередь Большой театр приготовил мировую премьеру — оперу Филиппа Фенелона «Вишневый сад». Фирса поет меццо-сопрано, а партию Шарлотты исполнит буффонный бас. В либретто, если верить критикам, останется только чеховский дух. Так эффектно театр подводит итоги перекрестного года Франции и России. Подробности в журнале «Итоги».

 

***

Избранные работы Бориса Орлова, одного из столпов соц-арта, представлены в венском Музее истории искусства, сообщают «Известия». Выставка «Круг героев» расположилась в залах античности, соединив тем самым древность и современность. Смысл этого зрелища получился особым. Скульптуры и барельефы с ярко выраженным соц-артовским уклоном соседствуют с древнегреческими и римскими мраморами, бронзами и мозаиками. Такое опрокидывание в античность не могло не акцентировать в творчестве художника тему имперской мифологии. Например, мраморный портрет Гая Юлия Цезаря из туринского Музея древностей. Трансформируя римского диктатора то в матроса с крейсера «Аврора», то в хоккеиста клуба ЦСКА, художник словно придает нашей недавней истории другое измерение.

Но Орлов не певец империи, он, скорее, ее исследователь. Исследователь глубокий, мыслящий категориями вечности. Вполне вероятно, что советскую эпоху будут впоследствии вспоминать и по его работам тоже.

 

***

В Сиверском под Петербургом в маленьком деревенском домике он прожил почти полвека. Там еще не остыли воспоминания от встреч с Булатом Окуджавой, Акирой Куросавой, Владимиром Мотылем, Сергеем Соловьевым и еще десятками мастеров с кем он сотрудничал, создавая историю нашего кино. Он - это Исаак Шварц. Как пишет «Время новостей», в декабре, в годовщину смерти композитора, на Сиверской школе искусств появится мемориальная доска и школа станет носить имя Шварца. А в гостевом домике отныне будет музей. «Станционный Смотритель», «Звезда пленительного счастья», - без этих фильмов не представить русскую культуру ХХ века. В его музыке есть ностальгический свет - мечта об идеальной Родине. Ближайшая выставка музея Шварца откроется уже 12 декабря. Посвящена она 185-летию восстания декабристов и 35-летию фильма «Звезда пленительного счастья».