29.11.2010 | 18:18

Выставка шедевров французской графики открылась в ГМИИ имени Пушкина

Акварели и рисунки Пикассо, Матисса, Шагала, Модильяни, Дега и других не менее знаменитых художников показывают на выставке "Французский рисунок конца XIX - XX веков", открывшейся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в понедельник.

Экспозиция приурочена к музыкальному фестивалю "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", тридцатому по счету, и представляет результат многолетнего труда по систематизации французского раздела графической коллекции музея. Выставка полностью составлена из принадлежащих музею работ.

"Задача при организации экспозиции заключалась в том, чтобы несущая структура коллекции вписалась в залы с классической архитектурой", - рассказал журналистам куратор экспозиции и автор научного каталога Виталий Мишин.

По его словам, из 570 листов французской графики этого периода для показа было отобрано порядка 200, причем организаторы постарались сделать так, чтобы "каждый рисунок смотрелся как драгоценность".

Белый зал, где со 2 по 28 декабря будет звучать музыка Брамса, Шопена, Шумана, отдан под произведения четырех гениев ХХ века - Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже и Марка Шагала. Здесь можно увидеть гуашевые эскизы Пикассо к его знаковым произведениям - "Семейству бродячих музыкантов", "Дружбе", "Трем женщинам" и "Композиции с черепом".

Музейная коллекция рисунков Матисса насчитывает в общей сложности 112 листов - кое-что было сделано в то время, когда художник поддерживал связи с Щукиным (1905-1912 годы), остальные относятся к более позднему периоду между 1933 и 1952 годами.

Для выставки были отобраны разнообразные работы - штудии модели, записки с рисунками, рисунки и зарисовки, среди которых преобладают портреты и натюрморты.

Леже в коллекции музея много, причем состав его работ, что называется, ровный - от ранних ученических этюдов до произведений, относящихся к последним годам жизни художника.

Поэтому, посетив выставку, можно составить полное представление о том, как творчество художника менялось и эволюционировало. Что касается Шагала, то подавляющая часть его произведений в коллекции ГМИИ была создана до 1922 года, то есть того времени, когда он окончательно уехал из России. Музейщики полагают, что по рисункам художника, представленным на выставке, можно понять, откуда и почему появились его более поздние знаменитые работы.

Продолжение выставки в колоннаде ГМИИ построено уже по хронологическому принципу - направо пойдешь, увидишь академистов Кабанеля, Бенара, Гиге, символистов Дени, Моро и Редона, а также импрессионистов и постимпрессионистов, живописные произведения которых являются жемчужиной коллекции живописи ГМИИ - в частности, Ренуара, Дега, Писсаро, Ван Гога и Тулуз-Лотрека.

На противоположной стене, слева от главной лестницы, находятся сатирические рисунки на так называемую тему "Быта и нравов", карикатуры для газет и журналов. Здесь, например, можно увидеть забавный портрет князя Голицына и не менее занятных "Любителей искусства" Теофиля-Александра Стейнлена.
Куратор выставки уверен, что после осмотра экспозиции у посетителя не должно остаться вопросов по стилистическим направлениям и жанрам французской графики за последние более чем 100 лет.

Выставка открывается для посетителей во вторник и работает по 16 января.