30.11.2010 | 12:36

"Вишневый сад" в Большом театре

Еще одно событие перекрестного года России и Франции – премьера в Большом. На главной сцене страны герои чеховского «Вишневого сада» запоют оперными голосами. Это совместный проект двух крупнейших театров мира – Большого и Парижской национальной оперы. Над превращением пьесы Чехова в музыкальное произведение работали два автора – написавший либретто Алексей Парин и композитор Филпп Фенелон. Главным решили сделать третье действие пьесы, где будут и мазурка, и полька, и фокстрот, и даже канкан. Сейчас идут последние репетиции. На одной из них побывала съемочная группа «Новостей культуры».

Пока они еще не на сцене Большого. Это репетиционный зал. Но уже понятно, в опере «Вишневый сад» будет звучать два оркестра – одних музыкантов отправят играть в яму, других разместят на сцене.

За дирижерским пультом маэстро – Тито Чеккерини. Рядом автор оперы - композитор Филипп Фенелон. С солистами разбирает не только каждую ноту, но и то, как они должны двигаться по сцене. Ведь «Вишневый сад» он задумывал как костюмированный спектакль.

«Это концертная версия, но что поделать. Композитор должен уметь адаптироваться к любой ситуации», - размышляет Фенелон.

При этом директор Большого театра Анатолий Иксанов в будущем не исключает возможности постановки оперного спектакля Вишневый сад: «Я планирую поставить спектакль, если не будут бить по голове как за «Детей Розенталя».

На пресс-конференции пытались опровергнуть и слухи. Из 16 героев пьесы Чехова пять персонажей в эту оперу не попали. Нашлись критики, которые посчитали это чуть ли не музыкальной репрессией.

«Говорят, что я исключил из оперы персонажей, которые политически высказывались. Так вот хочу сказать – вся политическая суть здесь в том, что купивший дом Лопахин не обладает чувством человеческого достоинства. Я таким его вижу. И я оставил его в опере. А исключили мы второстепенных героев», - говорит Фенелон

Действие «Вишневого сада» должно было начинаться с эффектной сцены в Париже. Но в процессе работы авторы оперы от этого решения отказались.

Автор либретто Алексей Парин рассказывает, что они с режиссером отказались от «линейных решений. Нельзя идти напрямую за Чеховым».

В опере неожиданны, по меньшей мере, два образа – один из них лакей Фирс, восьмидесятисемилетний старик, партия которого написана для меццо-сопрано, тогда как голос, которым композитор наделил гувернантку Шарлоту, не сопрано и не контральто, а… бас.

Попасть в «Вишневый сад» хотели шестьсот оперных певцов. Рядом с фамилиями прошедших кастинг вполне может появиться пометка – «первые исполнители концертной версии оперы Филиппа Фенелона». При условии, конечно, если выращенный на русско-французской почве «Вишневый сад» появится в оперных энциклопедиях.

Все материалы темы «Год России и Франции - 2010»>>>