30.11.2010 | 13:54

Русские сарафаны и рубахи - на выставке в Петербурге

Петербургский мемориальный музей-квартира семьи актеров Самойловых в эти дни стал местом встречи всех, кто специализируется на изучении и сохранении русской самобытной этнографической культуры. Шитье аутентичных народных костюмов в наше время, как и столетия назад, - нелегкий ручной труд. Оценить его в полной мере можно на выставке знаменитых русских сарафанов и рубах. Рассказывают «Новости культуры».

Нина Артеменко сначала изучала традиции севера, теперь - донское казачество. В этнографических экспедициях она записывает не только песни и предания. Скрупулезно исследует уклад и народную одежду. На выставке представлены костюмы Русского Севера, а также центральных областей и южных областей страны. Поморский девичий наряд - самый ценный экспонат. Первая работа Нины Артеменко - парчовый сарафан и кофта долгорукавка.

«Иногда такие рукава достигали двух метров. В такой рубахе с длинными рукавами - тогда они назывались убивальницами - девушка плакала, причитала, выходя замуж», – рассказывает она.

Никакой швейной машинки - только игла и нитка. На работу уходят не месяцы, годы. Этому предшествует подробнейшее изучение экспедиционного материала, ведь в народном костюме не может быть случайных деталей. Покрой, вышивка, узор - все это имело глубокий смысл.

«Каждый узор имел сакральное, магическое значение. Он должен был продуцировать благополучие семьи и, конечно, самой женщины. Например, орнамент в виде свастики должен был придавать силы, вызывать плодородие у семьи, всего рода, племени», – поясняет Нина Артеменко.

Свою любовь к народному творчеству и быту она передала и своим детям. Теперь рубахи и передники шьют и вышивают даже ее взрослые сыновья.

«Во время футбольного матча это тоже можно делать. Этот передник вышивался мной во время Олимпийских игр. Все смотрели какой-то футбол, волейбол, я сидел вместе с ними, вышивал», – замечает Борис Артеменко.

«Костюмов не так много, но они интересные. Они поражают, прежде всего, тщательностью и абсолютной точностью, этнографической точностью выполнения. Ткачество, сложнейшая вышивка, головные уборы - все это, действительно, не оставляет равнодушным», – подчеркивает заведующая филиалом Мемориального музея-квартиры семьи актеров Самойловых Елена Зилотина.

Эти костюмы не хранятся в шкафах. Они живут, их носят, в них выступают на концертах. Главное, как считает Нина Артеменко, от ее кропотливого труда, есть реальная польза. Приезжая в глубинку с фольклорным ансамблем, артисты-собиратели возвращают забытые традиции на места.