02.12.2010 | 10:52

Декабрьские вечера…тридцать лет спустя

Культурную жизнь зимней Москвы уже трудно представить без «Декабрьских вечеров». Фестиваль, который носит имя своего основателя Святослава Рихтера, открывается в Музее изобразительных искусств имени Пушкина уже в тридцатый раз. В этом году он так и называется «Декабрьские вечера…тридцать лет спустя». Его дополняет выставка французского рисунка, которая отсылает нас к уходящему перекрестному году России и Франции. Но среди участников фестиваля – музыканты из разных стран. Рассказывают «Новости культуры».

Штефан Генц и Саймон Леппер – буквально на бегу (время репетиции священно) осматривают выставку французского рисунка. Особенно привлекают их работы Пикассо. Если бы организаторы Декабрьских вечеров решили следовать своему основному правилу – соединить воедино музыку и живопись, Генцу и Лепперу пришлось бы петь что-то из французской музыки. Но в этом году – и это лишь в третий раз за тридцатилетнюю историю вечеров – артистам предоставлена полная свобода в выборе программ. Чем Генц и Леппер воспользовались, выбрав Шумана, Брамса и Шуберта.

Штефан Генц уже выступал на Декабрьских вечерах. Вместе со своим братом – тоже певцом Кристофом Генцом.

«Когда Кристоф узнал, что я снова еду в Россию, он был очень расстроен, что не может поехать со мной. Потому что первое знакомство с этим залом было фантастическим. Тогда тоже был декабрь, но не было так холодно. Так что я впервые прохожу проверку настоящей русской зимой», - рассказывает Штефан Генц.

Штефан очень эмоционален. О том, как исполнить тот или иной фрагмент, договаривается с Саймоном буквально за несколько минут.

Певица Люси Кроу присоединится к мужчинам уже вечером. И это будет ее первое выступление на Декабрьских вечерах. Впрочем, привлечение новых артистов - один из основных принципов Вечеров, такими их видел Святослав Рихтер.

«Он все время просил нас, когда мы делаем программы: кто еще? Кто еще? Он способствовал появлению у нас маленького Кисина Евгения. Ему было 10 лет, и он играл у нас на «Декабрьских вечерах», - вспоминает директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова.

Однако основную силу Вечеров составляли Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Юрий Башмет – рихтеровская дружина, как называли этих артистов. И, конечно, сам Святослав Теофилович. Он не любил проводить зимы в Москве, и Декабрьские вечера были для него культурным антидепрессантом.

Рихтер искал и находил темы, разрабатывал сценарии, обдумывал интерьер. Он был настоящим режиссером Вечеров.

«Его мог не устраивать свет, или декорации не на том месте. Я уже не говорю о музыке», - говорит Юрий Башмет, художественный руководитель фестиваля «Декабрьские вечера»

«С уходом Рихтера, конечно, ушло волшебство вообще. Поэтому и на «Декабрьских вечерах» это отразилось», - рассказывает пианистка Элисо Вирсаладзе.

Однако осталась проблема билетов, которых, как всегда, на всех не хватает. Остались те, кого называли рихтеровской дружиной. И те, кого хочется представить российской публике. Так что «Декабрьские вечера» остаются фестивалем - одним из немногих - который за тридцатилетнюю историю не пережил ни одного кризиса. Кроме, конечно, ухода самого Святослава Рихтера.
 

Все материалы, посвященные Году Франции и России>>>