02.12.2010 | 15:34

В Большом восстанавливают старинную люстру

Реставрация Большого театра близится к финалу. В Зрительном зале восстанавливают самое массивное украшение – старинную люстру. Эта трехъярусная конструкция весит около двух тонн и содержит 24 тысячи хрустальных элементов. Больше половины из них пришлось делать заново. Сегодня люстра уже находится в партере зрительного зала. Осталось закончить золочение элементов, собрать всю конструкцию и поднять украшение под потолок.  Рассказывают «Новости культуры».

Может показаться, что у позолотчиц люстры Большого театра – ангельская работа. На самом деле, это тяжелый труд. Пластинки сусального золота нужно накладывать очень аккуратно, затем разглаживать ватным тампоном. На всю люстру уйдет двенадцать тысяч таких листочков, но они настолько тонкие, что все вместе весят не больше 300 грамм. Золочению предшествует обработка металла свинцовым суриком, лаком и другими составами.

«Рабочие составы такие же, какие были раньше, в XIX веке. По такой же технологии выполняется подготовка под золочение. Технология золочения металлических поверхностей аналогична технологии подготовки куполов и крестов», – поясняет руководитель художественных мастерских Ирина Чаланова.

Большинство элементов уже позолочены и ждут того часа, когда вся конструкция будет собрана. Даже на схеме ее размеры впечатляют: диаметр –  6.5 метров, высота – 9,5. Кстати, поднимать и опускать двухтонную люстру придется довольно часто.

«Между спектаклями ее опускают до партера. В нее залезает человек с тряпочкой, меняет лампочки и обязательно смотрит систему страховки. Выбирается самый миниатюрный человек в команде обслуживающего персонала, и он уже занимается чисткой и всем прочим», – поясняет руководитель реставрационных мастерских Евгений Васильев.

Нельзя забывать, что главная люстра зрительного зала – это не только украшение, но и осветительный прибор. Именно с этой ее функцией в XIX веке было больше всего проблем.

«Когда люстра была масляной и канделябры были полны свечей, на весь весь партер, который, кстати, был стоячий, капал воск. На них капало масло, потом на них взрывались лампы. Только когда лампы стали электрическими, партер сделали сидячим, и он стал главной частью зала», – замечает официальный представитель генподрядчика Михаил Сидоров.

А билеты в партер стали самыми дорогими. Одновременно c золочением старинной люстры реставраторы обновляют элементы декора из папье-маше. Впрочем, люстра все равно остается вне конкуренции. Ведь она, как шутят реставраторы, является лицом зрительного зала Большого театра.

Все материалы о реконструкции Большого театра>>>