02.12.2010 | 19:30

Искусство портретной миниатюры России – на выставке в Историческом музее

Утонченное искусство портретной миниатюры в России – его зарождение, расцвет и угасание – представляет выставка в Историческом музее. Экспозиция, ставшая частью проекта «Русский исторический портрет», демонстрирует мини-произведения XVII-XIX веков из коллекции лихтенштейнского фонда «Sepherot Foundation». В ее основе - собрание, составленное за границей Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. Публика увидит самые ранние изображения молодого Петра Первого, портретов русских императоров, выдающихся государственных и военных деятелей, а также прекрасных представительниц аристократического общества. Рассказывают «Новости культуры».

Первый миниатюрный портрет первого русского императора. Сияющие серебряные латы, едва пробившиеся усики. Петру здесь 28. Живописный оригинал, с которого была написана миниатюра, хранится сейчас в собрании английской королевы. Никогда ранее эти предметы в России и в мире не выставлялись. Когда-то они принадлежали русским монархам и членам их семей и являлись знаками особого монаршего благоволения. Первые лица государства награждали своих подданных драгоценными миниатюрами, используя их в качестве орденов. Их полагалось носить на левой стороне груди рядом с сердцем, что в случае с фаворитами Екатерины более чем символично.

«Мы видим портрет профильный Екатерины и слева портрет ее соратника, фаворита, светлейшего князя Потемкина. У него на груди слева ее жалованный портрет в бриллиантах», - рассказывает куратор выставки Людимила Руднева.

На этой выставке можно проследить, как менялась миниатюра во времени. Сначала это были одиночные портреты с непропорционально большими лицами – художники стремились показать, прежде всего, лицо, поэтому фигурки получались маленькими. Позднее появляются групповые портреты. Изображение жены Павла Первого Марии Федоровны и их шестерых детей, включая будущего императора Александра Первого. Большинство миниатюр принадлежали великому князю Николаю Михайловичу, дяде Николая Второго.

«Великий князь был расстрелян, его собрание, как известно по косвенным источникам, было распродано советским государством. Только восемь предметов остались в Эрмитаже, основная часть рассредоточилась по европейским собраниям», - говорит представитель фонда «Sepherot» Анастасия Дегтярева.

Из-за небольшого размера и удобства транспортировки многие миниатюры после революции были вывезены из России эмигрировавшими на Запад русскими аристократами. По словам директора Исторического музея, не исключено, что некоторые из представленных на выставке экспонатов происходят из Эрмитажа и других музейных собраний.

Будучи вывезенными на Запад, эти предметы были потеряны для русских музейных собраний, но спасены для мировой культуры, так как многие произведения искусства в послереволюционные годы пошли на переплавку как драгметаллы. Спустя более чем 90 лет, предметы, когда-то принадлежавшие русским монархам, возвращаются в Россию. Правда, не навсегда, а только на время выставки.