03.12.2010 | 11:37

Рождественская сказка Олины Вентцель

История празднования Нового года в куклах. Выставка «Рождественская сказка для детей и взрослых» открылась в Москве. В основе экспозиции – уникальные фарфоровые куклы Олины Вентцель. Фигуры русских царей, ростовые куклы и кукольные изображения легенд отечественного театра – Андрея Миронова, Марка Захарова, Фаины Раневской. Все сделано вручную и выверено до мельчайших деталей. Некоторые куклы показываются впервые. Рассказывают «Новости культуры».

В 1700 году русский народ отпраздновал Новый год дважды. Сначала по старинке в сентябре (как было еще при Иване Грозном), а потом – после выхода указа Петра I – еще и в январе. В этом зале можно увидеть не только главного виновника реформы, но и сам указ, точнее, его кукольную версию.

«Перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января, а в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять. На то и других дней хватает». Очень грамотно составлен указ, надо сказать, и в общем-то все здесь Петр предусмотрел», - рассказывает куратор выставки Анастасия Туркина.

В платье из редкого голубого шелка Елизавета Петровна встречала Новый год, иногда приглашая по 15 тысяч гостей. По работам кукольников можно изучать историю парадного костюма и отличительных знаков российских самодержцев. Это особенно относится к Екатерине II – самой дорогой кукле в коллекции.

Костюм для Екатерины II сделан мастером Ниной Свиридовой очень кропотливо. Здесь есть и корона, и воротник из старинного кружева, и все знаки ордена Андрея Первозванного, и горностаевая мантия (правда, сделанная из меха норки). Но самое удивительное, что с такой же тщательностью сделаны и все детали костюма, не видные глазу. Это кружевное и шелковое нижнее белье императрицы, а также кожаные туфельки, воссозданные во всех подробностях.

В мире кукол от царицы до венецианской куртизанки всего несколько шагов. В этом сказочном зале можно увидеть знаменитые ростовsе куклы Олины Вентцель – в отличие от фигур Мадам Тюссо, это не воск, а фарфор. Техника довольно сложная, к тому же некоторые части кукол сделаны из резинового каркаса и синтепона, благодаря чему руки и ноги сгибаются. Это позволило Астрид Линдгрен уютно устроиться в кресле.

«Олина Дмитриевна никогда не старалась добиться фотографического сходства, она несколькими скульптурными приемами, художественными приемами отображала характерные черты того или иного человека», - рассказывает устроитель выставки Александр Генкин

А иногда – двух сразу. Улыбка Альберта Эйнштейна и глаза Зиновия Гердта – по такой формуле создавался образ шута, существующего во многих версиях. Здесь, в театральном фойе, отражена первая профессия Олины Вентцель – по образованию она театральный художник. Правда, кукольные Андрей Миронов и Фаина Раневская больше похожи на героев сказок, чем на театральных кумиров. Именно в этом особый талант Олины Вентцель: она умела превращать жизнь в сказку.