03.12.2010 | 11:41

"Вишневый сад" на оперной сцене

На сцене Большого театра – мировая премьера. Чеховский «Вишневый сад», переживший за свою более чем 100-летнюю историю сотни сценических воплощений в театрах разных стран, впервые представлен в жанре оперы. Ее автор – французский композитор Филипп Фенелон. В постановке заняты певцы Большого театра и Парижской Национальной оперы. От того, как оценит публика и критики концертную версию, во многом зависит, появится ли «Вишневый сад» в репертуаре Большого в сценическом варианте. Рассказывают «Новости культуры».

На сцене нет ни декораций, ни реквизита - только солисты. Когда Филипп Фенелон писал оперу, думал, что это будет костюмированный спектакль, а получилась опера в концертном исполнении. Тогда композитор предложил солистам взять с собой на сцену какой-нибудь аксессуар, чтобы подчеркнуть характер каждого героя. Певцы подошли к этому творчески, отказавшись от украшений и других предметов.

«Мой аксессуар – это наглость, у меня не будет реквизита», – отмечает исполнитель партии Лопахина Дмитрий Варгин.

В партитуре «Вишневого сада» почти четыреста страниц. В ней есть место и мазурке, и польке, и даже канкану.

«Это детали. Когда я писал музыку, то вспоминал фразу Чехова, что "Русь - это наш Вишневый сад". Поэтому в моей опере есть отзвуки Мусоргского, Чайковского, Шостаковича и, конечно, русский фольклор», – поясняет композитор.

В партитуре есть несколько специально прописанных фальшивых нот. Фальшивить местами должен оркестр на сцене. Но если в пьесе русского писателя в составе оркестра на балу было только четыре скрипки, флейта и контрабас, у французского композитора на сцене играют двенадцать музыкантов, а второй оркестр вместе с дирижером, как и положено, находится в оркестровой яме. 

«Я не родился в России, и я не знаю русского языка, но мне кажется, что в этой опере "Вишневый сад", написанной французским композитором и русским либреттистом, отражен русский характер», – говорит маэстро Тито Чеккерини.

«Все партии, даже маленькие, прописаны изумительно», – замечает исполнитель партии Лени - Марат Гали.

Если сравнивать пьесу и оперу, то в последней не хватает пяти чеховских героев. Одного персонажа авторы исключили за политические высказывания, остальных посчитали второстепенными. Некоторым героям изменили голоса. Так, Шарлотта поет в опере басом. Певец, которому досталась эта роль, решил на сцену не надевать женский костюм.

«Все-таки концертное исполнение. Выбивался бы вычурностью такой наряд», – уверен исполнитель этой партии Петр Мигунов. 

Участвовать в этой опере мечтали шестьсот исполнителей. Те, кто в этот вечер оказался на сцене, даже ездили на прослушивание в Париж. Но кастинг еще не закончен, ведь впереди парижская костюмированная постановка «Вишневого сада».