03.12.2010 | 12:09

80 лет Жану-Люку Годару

Великому революционеру кино, основоположнику «новой волны» Жану-Люку Годару сегодня исполняется 80 лет. Работать с ним мечтают многие, его любят и одновременно ненавидят. В этом году ему присвоили Оскар за особый вклад в киноискусство, однако на церемонию он не приехал, не пожелав пересекать океан ради какой-то статуэтки. Феноменальный режиссер, он еще в 65-ом написал собственную эпитафию - «Тебя ждет судьба худшая, чем смерть. Ты станешь легендой». Рассказывают «Новости культуры».

 

 

В каждом фильме должны быть начало, середина и конец. Но необязательно по порядку. Это одна из находок Жана Люка Годара, так шокировавшая зрителей в шестидесятых. А еще один из основателей «французской новой волны» в своем фильме-манифесте, который называется «На последнем дыхании», позволяет герою смотреть в камеру и полностью нарушает законы структуры жанра.

В свое время Франсуа Трюффо, с которым вместе они создавали основы «новой волны», сказал, что «если бы мы с Годаром пошли в казино, то мы первым делом спросили бы: а какие здесь правила? Но я бы я это сделал, чтобы соблюдать эти правила. А Годар – для того, чтоб их нарушать».

Режиссер в постоянных экспериментах со смыслами и формой. В «Безумном Пьеро» он пытается совмещать несколько звуковых дорожек, разрывает видеокадры, перемещает начало и конец фильма. А сделанная тремя годами ранее картина «Жить своей жизнью» определяет кинематографическое сознание режиссеров всего мира.

«Я показываю студентам эту картину и говорю: таким должно быть кино. Оно не должно стоить ни одной копейки, должно возникать из воздуха, и оно должно быть таковым, чтобы структурировать не только историю, но структурировать понятие человеческой жизни, человеческого мира и человеческой души», - говорит режиссер Сергей Соловьев

Фильмы Годара всегда политизированы. Выходец из буржуазной среды - он сначала протестует против мещанских условностей. В конце шестидесятых смыкается с маоистами и студенческим движением. В семидесятых он отдает предпочтение кино документальному.

Девяностые считают третьей молодостью Годара. Он одним из первых осваивает новые технологии, видео и цифру. И щедро делится этими знаниями с коллегами по цеху. В 1991 Музею кино он подарил первую систему «Долби».

«Он спросил: «У вас в России знают, что звук уже изобретен в кино? – Да, слышали об этом. – У вас такой же плохой звук, как был в 30-е годы? Я говорю: да, к сожалению. А вы знаете, что такое «Долби»? Я ответил: Слышал, но не видел. – У нас 700 лет швейцарской конфедерации. Я поговорил с министром культуры, чтобы он мне подарил несколько фуршетов, я подработаю еще рекламой – и я решил подарить вам музею «Долби-стерео», - вспоминает режиссер Наум Клейман.

До нынешнего года в российском прокате фильмов Годара не было никогда. Лишь последняя картина – «Социализм» – появилась в отечественных кинотеатрах. Ее называют самой изысканной и противоречивой. Многие критики до сих пор не знают, как относиться к этой годаровской ленте и пытаются разобрать ее по косточкам. Тем временем в свои 80 режиссер продолжает экспериментировать с технологиями.