03.12.2010 | 12:59

"Декабрьские вечера". Концерты на фоне живописи

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина начались «Декабрьские вечера». За три десятка лет это словосочетание превратилось в строгое обозначение содружества изобразительного искусства и музыки. На фоне живописных и графических работ разных эпох дают концерты музыканты разных стран мира. Фестиваль носит имя своего основателя Святослава Рихтера, которому удалось в свое время создать смотр, не уступающий музыкальным фестивалям в Зальцбурге или Кольмаре. Персонами минувшего декабрьского вечера были сопрано из Великобритании Люси Кроу и германский баритон Штефан Генц. На фоне французских рисунков рубежа XIX - XX веков звучали Мендельсон, Брамс, Шуберт и Шуман. Рассказывают «Новости культуры».

Удачную попытку объединить музыку и живопись в Пушкинском музее Святослав Рихтер предпринял с подачи Ирины Антоновой. Фотограф Эдуард Левин снимал и самого Святослава Теофиловича, и «Декабрьские вечера». Сейчас Левин с удовольствием рассматривает эти снимки пианиста, который избегал публичности.

«Он не любил сниматься, но с вниманием подходил к фотографам. Единственное, если фотографы приходили в кедах, ковбойках, в рубашках, бывали случаи, что он уходил с концерта и не возвращался, пока этот фотограф не уйдет», – рассказывает Эдуард.

Стабильно высокий уровень фестиваля обеспечивала и обеспечивает так называемая «рихтеровская гвардия» – Башмет, Коган, Гутман, Вирсаладзе. Впрочем, не только они. Ирина Антонова говорит, что за тридцать лет «Декабрьские вечера» стали международным брэндом.

«Сейчас нам уже не так трудно пригласить таких музыкантов, как Пинхас Цуккерман. Это один из великих скрипачей нашего времени», – замечает директор Пушкинского музея.

Но это будет позже. Открывали фестиваль молодые певцы: баритон Штефан Генц и сопрано Люси Кроу. Молодые люди познакомились в Москве, во время концертного исполнения оперы Моцарта «Волшебная флейта». Люси пела партию Памины, Штефан – Папагено.

«Мы поняли, что наши голоса так здорово сочетаются, и вообще мы так хорошо понимаем друг друга, что было бы здорово сделать совместную программу», – говорит Люси Кроу.

Целый год они не виделись, но активно общались по Интернету, согласовывая программу. В результате остановились на романтической программе: Мендельсон, Шуберт, Шуман, Брамс.

«Хотелось чего-то необычного. А эти композиторы все писали для салонов, для домашнего музицирования. И нам хотелось в этом камерном музейном зале исполнить то, что изначально сочинялось не для огромных аудиторий», – поясняет Штефан Генц.

Когда музыка не звучит, зрители жадно всматриваются во французский рисунок конца XIX - начала ХХ веков. Душа обязана трудиться даже во время антракта, и это за тридцать лет на «Декабрьских вечерах» уже стало привычкой. 

Читайте также:
Декабрьские вечера…тридцать лет спустя