03.12.2010 | 13:24

Александр Тихомиров: Не иду дорогой всех…

В советское время художник Александр Тихомиров был известен как автор самого большого портрета Ленина. Впрочем, от идеологии и политики он был далек. В юности увлекался работами импрессионистов. Фальк говорил, что Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи. Художник любил музыку Скрябина, Стравинского, Моцарта и Бетховена. Увлекался театром, цирком, кино. Его волновали библейские темы, увлекал Восток. К 95-летию со дня рождения художника в Государственном музее современной истории России открылась выставка под названием «Александр Тихомиров: Не иду дорогой всех…». Столь полно его работы представлены впервые. Рассказывают «Новости культуры».

Он рисовал на заказ портреты Ленина, и только друзья знали, о чем Тихомиров мечтал в своей мастерской за закрытой дверью. Под музыку Стравинского и Брамса рождалась и сильная любовь, и сумасшедшая страсть, и магия сновидений.

«Впервые здесь я обнаружил, что он знает и эзотерику, и библейские сюжеты, знает жизнь артиста, знает мир и немножко предупреждает о том, что мир немножко грустный», – рассказывает друг художника, искусствовед Валерий Матвеев.

В его работах главная тема – человек в маске. Клоуны и акробаты умеют выживать в любой ситуации, и он знал об этом не понаслышке. В юности, которую провел в Баку, он много работал для цирка. Его первые театральные работы – «Желание» и «Двуликая балерина». Подобно Ван Гогу, Тихомиров пишет рельефными мазками, чуть ли не выдавливая краски на холст прямо из тюбика.

«В России шут – это тот, кто всегда говорил не боясь. Кто он? Всего лишь шут. Сказал и сказал», – замечает куратор выставки Геннадий Жигарев. 

Еще одна тема, которая особенно волновала художника, - это женщины. Он писал их в фисташково-бирюзовой палитре, часто рядом с водой. Для Тихомирова они такие же неуловимые, как текущий источник.

«Мне очень нравится картина "Сон Евы". Она передает философию Тихомирова. Все восточное и глубокое, что было в его философии», – говорит куратор выставки Ирина Урицкая.

Философские работы появились позже. Ранние произведения – абсолютно классические. Всю эволюцию творческого метода можно проследить на выставке, где представлена третья часть его наследия - а это более сорока работ. Друзья вспоминают, что художник говорил: «Придет время, и мои картины будут очень популярны». Судя по тому, что следующая, более масштабная выставка пройдет в Русском музее в Петербурге, он не ошибся.