03.12.2010 | 19:38

В Эрмитаже завершилась реставрация стеклярусного панно из Ораниенбаума

В Эрмитаже завершена сложнейшая реставрация стеклярусных панно, украшавших интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме. Летнюю увеселительную резиденцию Екатерины Второй отличала роскошная внутренняя отделка, выполненная в соответствии с представлениями об искусстве Востока того времени. Стены Стеклярусного кабинета были покрыты панно ручной работы. Специалисты утверждают, что подобных полотен XVIII века ни в России, ни на Западе больше не найти. Рассказывают «Новости культуры».

Стеклярусные панно – часть декора Китайского дворца в Ораниенбауме. Двенадцать полотен для своего кабинета заказывала лично Екатерина Великая. Долгое время считалось, что это работа французских мастеров, но потом выяснилось: расшивали полотна девять русских золотошвеек. Два года они работали под руководством бывшей актрисы французского театра Марии де Шель. Два миллиона стеклянных бусин и почти двадцать метров вышивки синелью (ворсистым шелком). Сейчас панно сверкают серебром, а еще два года назад они выглядели совершенно иначе.

В годы Великой Отечественной войны стеклярусные панно хранились в подвалах Исаакиевского собора, так как Китайский дворец был закрыт. Они отсырели, покрылись плесенью, на них появились дыры. В 1946 году драгоценные ткани вернули во дворец, только не закрепили в рамах, а прибили гвоздями к стене.

«Из-за того, что гвозди иногда попадали в стеклярус, разрывалась ткань, отмывались трубочки. Мы собрали все, что осыпалось, отмыли, поставили на место, практически на те же самые места», – подчеркивает заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа Марина Денисова.

Маленькие стеклянные трубочки были выполнены в XVIII веке на мозаичной фабрике недалеко от Ораниенбаума, в Усть-РУдице. Сейчас в России такого производства нет. Чтобы найти подобный стеклярус и скрыть повреждения, реставраторы объездили полмира. 

Если внимательно присмотреться, можно увидеть, где подлинный стеклярус, а где современный. Реставраторы долго искали материал для того, чтобы воссоздать утраченные фрагменты. В итоге нашли в Чехии. Стеклянные бусинки соответствуют и цвету, и форме.

Мастера купили три килограмма стеляруса, но из них понадобилось лишь несколько бусин. По стежку восстанавливали шелковую живопись, по сантиметру отмывали фантастический рисунок, а заодно исправляли ошибки неумелых маляров, которые на свой вкус замазали нежные акварельные тона бордовой и синей красками, чтобы было поярче.

«Эта работа имеет огромное значение для русской культуры. Уникальный, подлинный интерьер! Впечатление колоссальное! У реставраторов Эрмитажа просто золотые руки! Это чудо», – с восхищением говорит генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Следующей осенью все двенадцать полотен перевезут в Ораниенбаум, в Китайский дворец. Их поместят в золотые рамы, и тогда интерьеры Стеклярусного кабинета будут полностью восстановлены в том виде, какими их могла лицезреть Екатерина Вторая.