03.12.2010 | 23:29

Прощание с Беллой Ахмадулиной

Сегодня в Москве простились с Беллой Ахмадулиной. Ее имя отныне навсегда в одном ряду с выдающимися именами русской поэзии 20-го века - Ахматовой, Цветаевой, Мандельштамом, Пастернаком. Поэт и муза – она стала ярким украшением отечественной словесности, ее безмерно талантливым воплощением. Даже простой разговор у Беллы Ахмадулиной превращался в поэзию – высокую, честную, ошеломляющую. В день прощания с человеком его значение понимаешь особенно отчетливо. Рассказывают «Новости культуры».

 

Только родные и ближайшие друзья… Отпевание Беллы Ахмадулиной в храме святых Косьмы и Дамиана прошло в тесном кругу. Прощание с ней вообще было на редкость тихим.

За час до официального прощания – в 11 часов - в Центральном Доме литераторов начали собираться те, кого Ахмадулина называла «своими досточтимыми читателями». В зале и фойе – сотни людей. Они будто боятся лишних слов. Ведь в ЦДЛ сегодня царит один голос.

«Я мальчишкой лет в 17 бегал на ее концерты, как бегают в русскую народную сказку: очищаться из котла в котел. Вываривался в ее стихах и выходил такой красивый, полный жизнью, верящий в будущее», - рассказывает писатель Виктор Ерофеев.

«Она для меня внешне и внутренне воплощение поэзии, женской причем. Женственной и мужественной – такое сочетание», - объясняет писатель Михаил Жванецкий.

В день, когда ее стихи может читать только она сама - ее друзья лишь вспоминают, как умела дружить, как умела любить, как совмещала несовместимое. Женщина, пишущая мужские стихи, богиня с внешностью принцессы, Прекрасная дама, бесстрашно защищающая гонимых и опальных.

«Белла оставалась благоухающей душой до самого конца, поэтому она собирает такую толпу в любой мороз. Люди чувствуют, что это человек, который обладал нравственным камертоном и никогда не делал ни одного фальшивого поступка», - уверена вдова писателя Солженицына Наталья Солженицына.

«Белла не любила, когда говорили: «Поэт в России больше, чем поэт». Она говорила: «Как будто не свое дело делаешь». Она была просто поэтом. Может быть, самым высоким и чистым за последнее время», - говорит журналист Юрий Рост.

Ее стихи – не политизированы и не социальны. До сих пор непонятно, как такая «чистая поэзия» из сложных словосочетаний и образов собирала пятитысячные трибуны стадионов. Может, была потребность в чем-то непонятно-прекрасном? И Белла, словно случайно уцелевшая жемчужина Серебряного века, гипнотизировала пространство?

«Она родилась через сто лет после Пушкина и ушла после столетия ухода Толстого», - напомнил писатель Андрей Битов. Станислав Говорухин, режиссер: «Голос, лебединая шея и сама вязь слов, божественная поэзия».

В зале – в основном шестидесятники. Их становится меньше с каждым годом. «С уходом Беллы стоит вопрос – остается ли в стране интеллигенция. Или она исчезнет, и ее заменят интеллектуалы, работающие на рынок», - отметил министр культуры России Александр Авдеев.

На Новодевичьем – лишь самые близкие. Холодно и безмолвно. Без пафоса и торжественных речей. В записях остался ее голос. В книгах – стихи. Сама Прекрасная дама ушла…

Все материалы о Белле Ахмадулиной>>>