26.12.2016 | 19:31

Отдел реставрации керамики Центра имени Грабаря подвел итоги года

Отдел реставрации произведений стекла и керамики Всероссийского центра имени Грабаря подвел итоги работы. В нынешнем году он отметил 70-летие. Сейчас там работает уже четвертое поколение реставраторов. Ежегодно они возвращают к жизни десятки экспонатов из ведущих музеев страны и мира. Со времен основания – главной задачей мастерской остается исследование и внедрение новых принципов и приемов реставрации, подбор качественных и современных материалов. Сейчас в отделе стекла и керамики Центра Грабаря – множество экспонатов. Одни – еще ждут реставрации, другие – в процессе, третьи – готовы к возвращению в экспозиции. Рассказывает Юлия Казюкова.

Это первый этап реставрации фарфора – расшивка. Предмет погружают в горячую воду и он распадается на старые осколки. Теперь мелкие фрагменты надо очистить, склеить заново, добавить недостающие элементы. Но научная реставрация – не поновление.

"Мы должны отреставрировать вещь настолько, чтоб дать следующим поколениям ученых возможность исследовать ее полностью", – говорит заведующая отделом реставрации керамики и стекла Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря Екатерина Шаркова.

Только опытный глаз увидит трещины на китайской умывальной чаше из музея "Останкино". Но у вещи есть документ, из которого следует: она была разбита в 1837 году. В середине ХХ века для реставрации фарфора часто пользовались скобками. И даже сегодня, при наличии современных материалов, эти скобки оставляют – ведь это часть судьбы предмета.

Вот эта изящная чашечка на днях отправится в Литературный музей имени Пушкина. Ее склеили из множества осколков. А еще в XIX веке ей приделали ручку из латуни – с ней она и живет второй век. На очереди в реставрацию и чайный сервиз из Мелихово, это мемориальные чеховские предметы. А пара китайских ваз уже готова к отправке в Зарайский кремль.

"Вазы интересны тем, что пришлось разрабатывать, адаптировать уже известную методику укрепления восточно-азиатского лака. Были проведены большие исследования и химики нам подтвердили, что это восточно-азиатский лак уруша, который делается из сока лакового дерева", – добавляет Екатерина Шаркова.

Вазы из коллекции князей Келлеров были одними из самых сложных в реставрации 2016 года. Ведь лаковый слой, которым они были покрыты, оказался утраченным более чем наполовину. Но в Центре Грабаря любят сложные задачи – они помогают специалистам придумывать новые нестандартные методы лечение предметов.

Новости культуры