04.12.2010 | 22:14

Фильмы о России на фестивале "Артдокфест"

Документальное кино намного интереснее игрового. Этот тезис получает все большую поддержку, и уже мало кто готов его оспорить. Проблема в том, что увидеть такое кино сегодня – задача трудновыполнимая. Его не показывают в кинотеатрах, не очень жалуют на телевидении. Практически единственную возможность познакомиться с авторской документалистикой дают фестивали. Этим вечером в Москве открылся «Артдокфест» – крупнейший смотр документальных фильмов, снятых в России или о России. Рассказывают «Новости культуры».

Здесь показывают фильмы о России. Все персонажи реальные, истории непридуманные, да и зрители неслучайные. Они точно знают, какое кино они могут увидеть.

«Это нестандартный фестиваль, который состоит из фильмов, которые никто не видел и никто не показывал. Это интересно. Это на самом деле нерв кинематографа, те дрожжи, на которых он растет», – отмечает режиссер, писатель Алексей Симонов. 

На то, чтобы взять камеру и отправиться в российскую глубинку, а, может быть, просто выйти на улицу и снимать то, что происходит вокруг, у каждого свои причины. Андрей Грязев двадцать лет профессионально занимался фигурным катанием. Говорит, реальной жизни тогда не видел. Время нашлось, только когда ушел из спорта.

«Появляются многие вопросы, на которые хочется ответить самому. Чтобы на них ответить достаточно объективно, приходится ехать туда, куда чувствуешь, и разбираться, почему люди живут в таких условиях, кто в этом виноват», – поясняет Грязев. 

Разбираться он отправился в Тульскую область, в полуразрушенный поселок, где когда-то была шахта. Ее закрыли, а люди остались. Рассказывать историю одного из них Андрей Грязев начал еще два года назад. На прошлом «Артдокфесте» его фильм «Саня и Воробей» взял Гран-При. Вскоре последовало продолжение – «День шахтера.

В нынешнем конкурсе нет ни одной картины о кинозвезде или о медийном персонаже. Зато есть ленты о женщинах-водителях московского такси, об участниках самодеятельного танцевального коллектива в Челябинске, о жителях маленького городка в Поволжье. Ирена Лангеманн на «Артдокфесте» (правда не в конкурсе, а в специальной программе) представит «Конкурентов-вундеркиндов - 2». Десять лет назад она сняла картину о четырех учениках Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, и теперь рассказывает о том, как изменилась их жизнь с тех пор.

«В Германии этот фильм вышел в кинопрокат в конце апреля. Он до сих пор идет в кинотеатрах и в конце декабря будет показан на телеканале Arte», – отмечает режиссер.

О подобных перспективах в России участники «Артдокфеста», конечно, и не мечтают. У нас такое кино открыто называют антителевизионным. В кинотеатрах его показывают исключительно во время фестивалей или в рамках редких спецпроектов.