06.12.2010 | 19:33

Пушкинский музей стал самым "многодетным" в мире

Мадрид, Лондон, Париж, а затем через Дрезден в Москву. Таков маршрут следования произведений искусства, которые с сегодняшнего дня выставлены в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Как говорят авторы новой экспозиции, в Россию прибыли около двухсот детей из разных стран и эпох. Теперь Пушкинский – самый «многодетный» музей в мире. 160 произведений из одиннадцати зарубежных и восьми отечественных собраний представлены на выставке, которая так и называется «Детство. Отрочество. Юность». Рассказывают «Новости культуры».

Детей среди зрителей на открытии выставки было немного. У них здесь другая роль: они смотрят с полотен, улыбаются с фотографий. Они из разных семей, разных эпох, разных стран.

«Я даже не ожидала, что наши коллеги – партнеры из США, Франции, Гармании, Испании, Великобритании – так охотно откликнутся на наше предложение. И наши отечественные музеи – я имею в виду Эрмитаж, Третьяковку, Русский музей. Всех, видимо, эта тема греет. Всем хотелось бы через художественные произведения что-то о детях сказать», – отмечает директор Пушкинского музея Ирина Антонова.

Кураторы долго не могли решить, как именно сказать. Концепцию выставки они разрабатывали больше года.

«Даже погружаясь в собственные воспоминания, мы поражаемся их разнообразию. Многогранность этой темы детства, неоднозначность ее интерпретаций в искусстве и была главной проблемой в организации выставки», – поясняет куратор Александра Данилова. 

Математическим решением экспозиции стали девять залов, концептуальным – девять разных тем. Здесь и дети в истории, и детская тема в мифологии, и «первые шаги». Такое непохожее детство было у английского реформатора короля Карла Второго и, например, у беспризорников с картины Самуила Виханского из Русского музея.

«Крайне необычная для советского искусства картина. Беспризорников изображали часто, но вот такие веселые ребята с бутылочкой, с консервами, с хлебом, которые играют в карты, вероятно, на деньги, курят – очень непривычно для советского искусства. До тех пор, пока я не начал участвовать в создании этой выставки, я эту картину не знал», – замечает куратор Алексей Савинов.

Другая картина, напротив, известна многим, но в Москву из мадридского музея Прадо она приехала впервые. «Это один из знаменитых эскизов картонов, выполненных Гойей. Целая серия картонов для испанского двора была задумана Гойей на тему детских игр. Это "Мальчики, надувающие бычий пузырь"», – показывает Александра Данилова.

Боттичелли, Ренуар, Рубенс, Серов – трудно найти художника, который не обращался бы в своем творчестве к теме детства. Правда, с моделями живописцам все же приходилось нелегко. Заставить ребенка сидеть и позировать – почти невыполнимая задача. Другое дело – фотография. Пара секунд, вспышка – и вот она, эмоция. Два фотозала и две фотоэпохи.  

«Конечно, взгляды отличаются.Но мы собирали по принципу "Мифология детства". И в XIX веке у нас мифологогические, религиозные персонажи, и в XXI. Только миф разный», – заверяет куратор выставки Ольга Аверьянова.

Выставка продлится чуть больше двух месяцев. Все это время Пушкинский музей будет гордо нести статус самого «многодетного» не только в России, в мире.

Читайте также:
Образы детей в работах художников разных эпох представлены в ГМИИ имени Пушкина