07.12.2010 | 14:35

Театральный смотр "Дуэль"

В эти дни на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» в Петербурге проходит театральный смотр «Дуэль». Он посвящен 150-летию со дня рождения Чехова и завершает чеховский год. Участники фестиваля не просто обратились к огромному наследию классика, но и попытались его переосмыслить. Специальным гостем стал Белорусский государственный театр кукол. Он привез два спектакля своего художественного руководителя - Алексея Лелявского «Чайка. Опыт прочтения» и «Драй швестерн». Про последний можно догадаться – что это «Три сестры». Интересный сценический опыт, где между актерами и куклами стирается грань, и они на равных играют Чехова. Рассказывают «Новости культуры».

Эта кукла - актриса спектакля «Драй швестерн», который поставил главный режиссер Белорусского театра кукол Алексей Лелявский по мотивам пьесы Чехова «Три сестры». Идея поставить Чехова появилась у мастера довольно давно, но понимание у товарищей по цеху он нашел не сразу.

«Когда я первый раз сказал о том, что буду делать Чехова, очень многие крутили пальцем у виска. Один мой знакомый актер из драматического театра меня чуть не задушил. Он сказал - зачем издеваться?!», - вспоминает Александр Лелявский.

Несмотря на отсутствие поддержки у коллег, Лелявский от Чехова не отказался, напротив, поставил спектакли сразу по трем его пьесам - "Три сестры", "Чайка" и "Вишневый сад". По мнению постановщика, драматургия Чехова оказалась вполне адекватной для воплощения в кукольном театре. Актеры признаются: играть на одной сцене с куклами - задача не из простых: партнерством тут и "не пахнет"- приходится полностью подстраиваться под молчаливого диктатора из папье-маше.

"Кукла просто диктует свои условия игры. Ее переиграть невозможно, перекричать невозможно, если она этого не хочет", - уверен актер Белорусского Государственного Театра кукол Александр Янушкевич.

Чеховских персонажей изготавливают в мастерских театра. Причем над каждым работает целая команда мастеров: и столяры, и портнихи, и художники-бутафоры. В результате их кропотливого труда каждая уникальная кукла становится актером одного-единственного спектакля. Актеры на сцене действуют не от имени куклы, а вместе с нею. Но в чеховских пьесах, наполненных драматизмом, кукла никогда не вытеснит актера. Прежде всего, потому что на ее неподвижном лице не бывает слез.