19.12.2016 | 10:07

В Александринке показали новую редакцию спектакля "Ваш Гоголь. Последний монолог"

На Новой сцене Александринского театра показали новую редакцию спектакля «Ваш Гоголь. Последний монолог». Впервые эта постановка была сыграна в 2011-м на так называемом «седьмом ярусе» - в чердачном помещении Исторического здания Александринки. Но потом играть там стало невозможно по техническим причинам. И режиссёр Валерий Фокин перенёс спектакль в другое пространство, скорректировав смыслы в соответствии с реалиями сегодняшнего дня и изменив сценическое оформление. На премьере побывала Яна Мирой.

«Звучит, как умершая скрипка», - говорит композитор Александр Бакши. Этот инструмент - овалоид - и выглядит, и звучит очень необычно. Создаёт нереальные образы подсознательного измерения.

«Музыка, европейская традиция. Для меня это невидимый театр, где действуют не персонажи, а темы, интонации, - говорит композитор Александр Бакши. - Невидимый театр нужен для того, чтобы показать то, что показать нельзя на сцене. Сны, желания, мечты и так далее».

«Ваш Гоголь. Последний монолог». Сюжет этого спектакля - последний час жизни Гоголя. Постановка длится - ровно один час. И за это время вся жизнь проносится перед глазами. Вместе с умирающим писателем зрители проживут его яркие воспоминания, сомнения, вопросы.

То ли анатомический театр, то ли театральные подмостки. Умирающий Гоголь вспоминает свои ошибки, победы, несбывшиеся желания. Чтобы взять интервью у актера Игоря Волкова, журналисты приезжают за несколько часов до начала спектакля. Перед выходом на сцену артист ни с кем не говорит – на эту работу ему необходимо долго настраиваться.

«Здесь такая история очень внутренней жизни, сосредоточенности - она внешне не выразительна. На внутренних нюансах построено все - все переходы. Все очень сложно», - описывает народный артист России Игорь Волков.

«Выбранные места из переписки с друзьями». Публицистика Гоголя. Документы. Текст этого спектакля составлен по закону ассоциаций. Сновидения путаются с произведениями. Воспоминания скачут. Фантастика. Лихорадка. 

«То, что делает наш спектакль, это, скорее, попытка понять этого человека, этого писателя с другой стороны - не как комедиографа, не как сатирика, а как человека, который очень серьезно во многом опровергает даже то, чем он занимался. И пытается найти главное - а зачем он занимался этим трудом, что такое труд писателя», - говорит худрук Александринского театра народный артист России Валерий Фокин.

По мнению профессиональных зрителей, – это спектакль-высказывание, цель которого заставить думать. И одновременно – тут сакральная глубина. 

«Для меня полностью душа Гоголя раскрылась. Его философия раскрылась. Его страдания, его боль», - объясняет театровед Галина Коваленко.

«Ты находишься лицом к лицу с очень жёстким концептом. Со спектаклем-идеей, внутри которого - живой человек. Очень разнообразный и трагически сыгранный», - отмечает театральный критик Кристина Матвиенко.

Гоголь - как мастер выписывать характеры. Гоголь, пришедший к христианству. И человек, который боится смерти. Священный ужас. Метафизический холод. После этого спектакля на поклон артисты не выходят. 

Новости культуры