08.12.2010 | 11:03

8 декабря 2010. Печать

Нотки российско-французского культурного диалога звучат в материалах сегодняшних газет – Париж славит Майю Плисецкую. Подробнее об этой и других темах утренней печати в обзоре «Новостей культуры».

 

 

***

В парижском Театре на Елисейских Полях прошел грандиозный гала-концерт Ave Майя, посвященный 85-летию Майи Плисецкой. Об этом событии пишут «Известия». Вечер завершился грандиозной иллюминацией: в честь великой Майи «вспыхнула» Эйфелева башня. На сцене же выступили ведущие артисты Большого и Мариинского театров и парижской Национальной оперы. Они исполнили фрагменты из балетов «Лебединое озеро», «Дон-Кихот», «Корсар», «Кармен-сюита», в которых блистала сама Плисецкая. Среди звезд - Мария Александрова, Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе, Андрей Меркурьев, Людмила Паглиеро, Кристоф Дюкен. Апофеозом вечера, разумеется, стал выход на сцену самой Майи Михайловны. «Когда я вспоминаю танец Майи, - рассказал газете известный хореограф Пьер Лакот, - я словно попадаю в балетный рай, в котором она была блистательной, неотразимой и полновластной царицей».

***
Роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» с этого года включен в школьную программу. Об этом напоминает «Собеседник». Одно «но»: школьникам в руки книга попадет в сокращенном варианте. Три тома ужаты в один. Закономерна ли такая редактура? Этим вопросом задаются и литературоведы, и преподаватели, и сами старшеклассники. Наталья Солженицына рассказала «Собеседнику» о том, как решилась на такой шаг. Оказалось, эту работу начал еще сам Александр Исаевич, и позже поручил закончить ее супруге. И вот сейчас роман в новой своей версии дошел до школы. Что же даст он современным школьникам? Отвечая на это вопрос, Наталья Дмитриевна сказала: «Ученикам, да и взрослым из этой книги становится ясно: человек в крайних обстоятельствах может выстоять только силой духа. Тело слабо, и его легко уничтожить, но дух человека, сознающего свою правоту, гонителям неподвластен».

***
О трех выставках, проходящих нынче в Москве, пишет «Литературная газета». Речь идет об экспозициях «Графика прерафаэлитов. Последние рыцари Викторианской эпохи» в палатах Старого Английского Двора, работах Жана Люрса в Галерее искусств Зураба Церетели и уже завершившейся выставке из коллекции Renault. Свой выбор автор статьи Ксения Воротынцева объясняет тем, что все три экспозиции объединяет «одно любопытное сходство – обращение к игре новации и традиции, не всегда очевидно разрешаемой в рамках современного искусства». Что конкретно имеет в виду рецензент, можно узнать из публикации в сегодняшнем номере «Литературной газеты».