08.12.2010 | 12:30

"Маленький школьный оркестр": премьера старого фильма

В Библиотеке киноискусства имени Сергея Эйзенштейна продолжаются показы неизвестных лент из цикла «Запрещенная история советского кино». Современному зрителю, пожалуй, не понять, каким образом и по каким причинам могла попасть под запрет картина Николая Рашеева и Александра Муратова. Это фильм-настроение, фильм-зарисовка, лирическая история о времени, о музыке и о юности. В нем нет ни напряженного действия, ни острых диалогов, ни, тем более, каких бы то ни было политических намеков. Только музыка, время и юность. Этот фильм под названием «Маленький школьный оркестр», снятый в 1968 году, минувшим вечером был показан впервые. Рассказывают «Новости культуры».

Этой премьеры Светлана Смехнова ждала сорок два года. В «Маленьком школьном оркестре» она сыграла свою первую большую роль. Снялась в фильме семнадцатилетней девчонкой, но впервые смотрит его глазами умудренной опытом дамы.

«Премьеры не было. Я была только на озвучке и могла видеть куски. Там потрясающая музыка Микаэла Таривердиева, потрясающая работа оператора Олега Мартынова и потрясающая работа моего любимого мужчины и моего любимого режиссера Николая Рашеева», – отмечает актриса.

Кинодебютом Николая Рашеева долгое время считали знаменитый фильм «Бумбараш» и ошибались. «Маленький школьный оркестр» он снял тремя годами ранее – в 1968. Этой картине не повезло оказаться в ненужное время в ненужном месте. Если бы фильм закончили снимать несколькими месяцами ранее, неизвестно, как сложилась бы его судьба.

«Осенью 1968 года повезли в Москву, а в Москве и говорят: "Вот такие музыканты и сделали Пражскую весну. Запретить". Под это завинчивание картина угодила. Слишком чистый у нее был голос», – говорит киновед Евгений Марголит.

У фильма практически нет сюжета. В главной роли – музыка, джаз. Его написал Микаэл Таривердиев. Будто совсем не тот Таривердиев, которого знают по «Иронии судьбы» и «17 мгновениям весны».

«Музыка там в каждом кадре. Это удивительно изысканное, импрессионистское кино. Такое нежное, почти бессюжетное, но такая замечательная элегия, прощание с юностью», – продолжает Евгений Марголит.

На съемочной площадке все было по-настоящему, и с юностью прощались настоящие школьники. Николай Рашеев подбирал их без всяких проб – просто по фотографиям. Все актеры в картине непрофессиональные.

«Мне нужно было научиться играть на контрабасе, и я, бедная, несчастная, все пальцы себе стерла. У меня были мозоли, я рыдала», – рассказывает Светлана Смехнова.

Актеры этого фильма во многом повторили судьбу своих героев. Их разбросала судьба по разным городам и странам. Кроме Светланы Смехновой, никто из них не стал артистом. А режиссер картины Николай Рашеев был уверен, что его «Маленький оркестр» уничтожили, как все запрещенное, еще в 1968 году. И только киновед Евгений Марголит не поверил. Он отыскал негатив фильма и все-таки сделал так, чтобы «Маленький школьный оркестр» наконец сыграл свой концерт перед зрителем.