09.12.2010 | 10:35

В Третьяковской галерее открывается выставка "Елизавета Петровна и Москва"

В прямом смысле имперский вернисаж состоится сегодня в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ). Здесь открывается выставка "Елизавета Петровна и Москва".

Экспозиция, приуроченная к 300-летию со дня рождения русской царицы, включила около 400 экспонатов и представляет все этапы жизни императрицы, неразрывно связанные с Первопрестольной.

"Дщерь Петрова" появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Древняя столица для будущей императрицы стала той "малой родиной", где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир. Непременным для нее было посещение служб Кремлевских соборов, многочисленных монастырей, она совершала богомольные походы в Троице-Сергиеву Лавру и Ново-Иерусалимский монастырь.

Многие значимые страницы жизни Елизаветы Петровны - публичные и тайные - связаны с Москвой. Важнейшая дата пребывания Елизаветы в Первопрестольной - ее коронация. Въезду в город и торжествам, состоявшимся в 1742 году, посвящен Коронационный альбом, представленный в Третьяковке.

В нем - виды Москвы того времени, Успенский собор, где проходили молебен и коронация, бесконечная коронационная процессия: вереница придворных рядами заполняет все пространство гравюры, в центре которой императрица под балдахином.

Другая важная дата - неофициальная, тайная. В 1742 году в церкви села Перово, согласно легенде, Елизавета венчалась с графом Разумовским, бывшим певчим Алексеем Розумом. Об этом, ключевом для Елизаветинской эпохи роде, происходящем из украинских казаков, напоминают на выставке портреты тайного супруга, его брата и матери, а также жалованная грамота с гербом графов Разумовских.

Но больше всего в экспозиции - портретов самой Елизаветы Петровны. Выполненные в разных материалах и техниках, они дают представление о ней как о красивейшей женщине на русском престоле.

Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак. Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы. Авторитет придворного портретиста и, возможно, детская привязанность Елизаветы определили первенство Каравака в исполнении коронационного портрета новой императрицы.

Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и "гофмалер" Георг Христоф Гроот, немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. К примеру, он изобразил императрицу верхом на вороном скакуне в мундире Преображенского полка и в сопровождении арапчонка. Ей шло мужское платье, да и верхом она скакала не менее лихо, чем отец.

Портреты свидетельствуют - дочь Петра была исключительно обаятельна. К тому же она была признанной модницей и постоянно заказывала наряды в странах Европы. По преданию, со времени вхождения на престол она не надела дважды одного и того же платья.
Однако ее изысканные туалеты почти не сохранились - драгоценные ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений. Тем ценнее украшение экспозиции - платье Елизаветы Петровны, реконструированное реставраторами Исторического музея. Здесь же можно полюбоваться золотым медальоном с локоном молодой Елизаветы, ее фарфоровым сервизом.

Что же касается деятельности императрицы, то в годы правления Елизаветы Петровны многое делалось для расцвета в Москве банковского дела и мануфактуры, театра и оперы, науки и просвещения. В 1755 году был учрежден первый в России Московский университет. Большие усилия предпринимались для упорядочивания московской застройки, благоустройства городской структуры и поддержания в ней порядка.

Архив Древних актов, где собрано практически все документальное наследие императрицы, показывает на выставке образцы подписи Елизаветы Петровны под государственными документами, письма цесаревны родителям, записки Петра I к дочери и другие автографы.
Остается добавить, что подготовка крупнейшего историко-художественного проекта, развернутого в Третьяковке, длилась около трех лет. А к организации выставки были привлечены еще семь ведущих музеев России.