09.12.2010 | 11:07

Сегодня будут названы лауреаты премии Кандинского

Сегодняшний день обещает немало волнений отечественному арт-сообществу. Вечером в Центральном доме художника будут объявлены лауреаты премии Кандинского-2010. Премия, возникшая четыре года назад как частная инициатива, не раз переживала и внутренние реформы, и публичные скандалы. Но во мнении большинства экспертов успела утвердиться в статусе главного независимого российского проекта в области современного искусства, цель которого – не наградить «чемпиона», а выявить тенденции арт-процесса. Впрочем, критерии выбора победителей все же существуют: новаторство работы, ее место в мировом художественном контексте и - профессиональный опыт автора. Отвечают ли финалисты этого года всем трем условиям – выясняли «Новости культуры».

Самое яркое впечатление Натальи Турновой – 2 года проведенные в детстве на Бирме, нынешней Мьянме. Вернувшись с поразившего ее буйством красок полуострова Индокитай в Советский Союз в середине 60-х, она не могла понять, почему школьная форма в СССР только 2 цветов – серая и коричневая. Это к вопросу о диагнозе, говорит Турнова, которая с тех пор не любит серый цвет и своим проектом «диагноз» - номинация «проект года» - ставит, похоже, диагноз всем нам.

«Это некая интерпретация того, что происходит сейчас с людьми, и в том числе со мной, - говорит художница. – Я не ставлю диагноз, просто называю некоторые признаки, по которым этот диагноз можно поставить»

На звание проекта года претендуют также работы Алладина Гарунова «Зикр» и «Дорога» Александра Бродского. Зикр в мусульманской традиции – многократное повторение молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Художник Гарунов исполнил свой зикр, развесив коврики с повторяющимся орнаментом в Музее Архитектуры. «Дорога», проект архитектора и художника Александра Бродского, это макет купейного вагона с рядами шконок и обязательным для железной дороги инвентарем – дребезжащим стаканом чая в алюминиевом подстаканнике. Проект тревожащий – что ждет там, в конце пути? И умиротворяющий – наконец-то в поезде!

Железнодорожный медиа-проект Андрея Блажнова называется «Стоимость» и не внушает оптимизма.

«Дорога – это стремление к жизни. Две замкнутые руки – это такое завершение. Размышления возможности неожиданной смерти, от которой никто не застрахован. Мысли об этом меня не покидали, и я, использовав мобильный телефон, сделал это видео», - рассказывает Андрей Блажнов.

Еще члены жюри обратили внимание на «Процессию» Глеба Косорукова, физика-ядерщика по первой профессии. Произведение, посвященное трудностям поиска национальной идеи. И на «Весну» Дмитрия Булныгина. Фейерверк надежд на лучшее, которые меркнут так же быстро, как праздничный салют. Обе работы – номинированы как «медиа-арт» проект.

«Это все очень интересные имена, - говорит член жюри премии Кандинского Марина Лошак, - И очень тяжело выбрать из них то единственное, которое будет главным, потому что и жюри, и эксперты – это люди с субъективным мнением, у каждого свои пристрастия, свои взгляды, которые могут не совпадать. И я всегда воспринимаю как чудо, когда эти разные индивидуальности, которыми являются члены жюри, сходятся в одной кандидатуре».

И, наконец, молодые художники. Татьяна Ахметгалиева – о Сибири и сибиряках, которые испытывают комплекс неполноценности от того, что живут так бедно в самом богатом природными ископаемыми регионе России. Группа «Ресайкл» - с авангардным взглядом на классическое искусство. И Таисия Короткова, которая, став мамой, придумала проект о роддоме, как о фабрике по производству младенцев.

«Очень хорошо, что в этом году в жюри присутствуют и западные кураторы, в том числе и из галереи White Cube. Всегда полезно, когда западный взгляд чуть-чуть освежает русскую критику», - полагает член попечительского совета премии Кандинского Николас Ильин.

«Единственная претензия, – говорит Марат Гельман, - это какой-то буржуазный налет, который придает некую буржуазность всему процессу: такая светскость, списки приглашенных…»

В этом году с церемонии награждения номинантов решили сдуть золотую пыль буржуазности. Призы раздадут не на Рублевке, как в прошлый раз, а в демократичном ЦДХ, где художники, уверяют организаторы, будут чувствовать себя как рыбы в воде. Сети расставлены, улов гарантирован – на кону 57 тысяч евро. Они достанутся девяти лучшим.

Все материалы о Премии Кандинского>>>