09.12.2010 | 15:35

Редкие литографии – на выставке в Омском музее изобразительных искусств

В Омском музее изобразительных искусств открывается выставка «Ревизор, Городничий… и другие персонажи русской «вседневной» жизни», составленная из редких литографий 1840–1860-х годов. Эта экспозиция является частью обширного собрания, переданного музею ленинградским ученым и коллекционером Евгением Лавренко. Экспозиция приурочена к 110-летию со дня его рождения. Рассказывают «Новости культуры».

 

Четверть века назад для литографий из коллекции академика Лавренко специалисты реставрационных мастерских имени Грабаря разработали методику восстановления. Старинные работы покрывали рыжие пятна. В карточке сохранности омские реставраторы обозначили их как «лисьи».

«Сегодня у них научное название фоксинг. Специалисты говорят, что эти фоксинги, как бы их реставраторы не удаляли с произведения искусства, с бумаги, все равно возвращаются. Но прошло уже двадцать шесть лет, а этих "лисьих" пятен нет», - говорит заведующая отделом реставрации графики и ткани Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Татьяна Масюк.

К 110-летию со дня рождения коллекционера Лавренко зрителю впервые представлен собранный им уникальный графический материал. Вот эти литографированные рисунки Павла Боклевского, как утверждают историки театрального дела, сам великий Щепкин использовал в работе над образом Городничего. «Жизненность лиц» критики-современники особо отмечали в его творчестве. А «Общество поощрения художников», созданное в Петербурге в 1821 году, под свою опеку взяло именно мастеров репортажного рисунка, сумевших запечатлеть хронику жизни современного города, облик его обитателей и впервые заговоривших о «маленьком человеке».

«Художники-графики, работавшие в направлении такого демократического искусства, они создали целую панораму, срез общества, обратились к сценам из повседневной или, как тогда называли, «вседневной» жизни человека», - рассказывает заведующая отделом графики Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Галина Севостьянова.

Прачки, разносчики товаров, дворники и полицейские. Герои невыдуманной жизни. Талантливые рисовальщики сопровождают многие свои работы остроумными текстами. Такие озвученные жанровые сцены художников заставляют не только увидеть, но и услышать героев той «вседневной» жизни. «Приказчик в почтительном поклоне и разряженная барынька. Мы не только видим, но и слышим разговор: «Пожалуйте, скверный ваш товар. Что вы, аглицкое, аглицкое и по самой сходной цене!». Многие персонажи узнаются», - отмечает Галина Севостьянова.

Этот диалог запечатлен на иллюминированной литографии Рудольфа Жуковского. Прием, когда ручная краска вводилась в монохромный литографский оттиск, особо ценился издателями. Ведь так тиражное искусство приближалось к уникальному. Впрочем, уникальным можно назвать большинство из представленных на выставке листов. Ведь русская литография 1840-60-х годов, издававшаяся небольшими тиражами, - сегодня редкий музейный материал.