13.12.2016 | 19:33

В Петербурге представили мультимедийный проект "Машинерия"

В Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра состоялась премьера мультимедийного проекта «Машинерия». Участники Московского ансамбля современной музыки создают произведения с помощью пластиковых фильтров, стекла, электродвигателей и многих других, не самых очевидных инструментов для сочинения композиций. Кажется, что «сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб» для музыкантов  не составляет труда. Они исполняют новые версии произведений авангарда 1920-х годов и представляют собственные работы.

Вот он - звук современного мира - уверены музыканты. Стекла и пластиковые графины они называют «шумовыми инструментами». В Петербурге состоялась премьера мультимедийного проекта «Машинерия».

«Это все строго выписано, и эти звуки в партитуре записаны. Здесь система условных знаков», - говорит пианист Михаил Дубов.

Почти век назад именно машины стали героями новой эпохи. Тогда композиторы индустриальной классики «заряжались» техническими достижениями: шумом сталелитейных заводов, локомотивов, лайнеров. Сегодняшнее чудо «Машинерии» - микросхемы. Возможно, поэтому музам и вдохновению здесь нет места.

«Я не вдохновлялся, это не в моих правилах - вдохновляться. Я просто работал», - поделился композитор Владимир Раннев.

Их работы - такие же дерзкие, как и они сами. Композиторы прямо заявляют: это эксперимент, его оценит только подготовленный зритель.

«Есть какие-то некомфортные звуки, но я решил не приводить это в комфортный или красивый вид, как «Машинерия» работает, так она и работает, музыканты «везут свою ноту», - пояснил Владимир Раннев.

За «дирижерским» пультом сам автор. Александр Чернышков свою пьесу сравнивает с борщом. Где в первозданном виде не сохраняется ни свекла, ни морковь, ни лук. Но в итоге синтез создает что-то большее - новую текстуру. Поэтому кларнет и рояль играют в унисон с шаговыми электродвигателями и реле высокого напряжения.

«Он вибрирует и клацает. Это такой более маленький мотор. Он дает очень четкие ритмы, четкие вибрации, любую ноту», - рассказал композитор Александр Чернышков. На вопрос: «Долго ли пришлось искать все эти предметы? - отвечает: «Да. Пришлось обзвонить много разных лифтовых фирм. Забрал килограмм всего, развинчивал, подключал, пробовал, поджигал».

Для этого Александр даже закончил курсы электротехники. Еще одна его идея - пакеты из-под молока на струнах фортепиано. Они звучат как ударный инструмент. Все эксперименты ради того, чтобы триада звука, света и техники сработала. Правда, зритель отнесся не однозначно: кто-то смеялся, уходил, но кто-то и дослушал до конца.

«Опробовав» репертуар на искушенном петербургском зрителе, музыканты смело могут презентовать проект и в Москве.

Новости культуры