10.12.2010 | 10:16

В Третьяковке царит Елизавета Петровна

Выставка «Елизавета Петровна и Москва» открывается в Государственной Третьяковской галерее. Проект приурочен к трехсотлетию со дня рождения императрицы и завершает музейную «трилогию» о взаимоотношениях российских монархов XVIII века с первопрестольной. Известно, что Петр Первый Москву не любил. Но его дочь питала к своей «малой родине» весьма теплые чувства. В доказательство Третьяковка представляет около четырехсот экспонатов. Рассказывают «Новости культуры».

 

Три года подготовки и два этажа Инженерного корпуса Третьяковки сданы без боя императрице Елизавете Петровне.

«Нам захотелось посмотреть, а как Елизавета Петровна была связана с Москвой, и можно ли из этого сделать выставку? И нам показалось, что это можно, и это интересно», - рассказывает первый заместитель генерального директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

В Москве Елизавета Петровна родилась, провела детство и юность, по легенде, в одной из московских церквей тайно обвенчалась со своим фаворитом Алексеем Разумовским. И короновалась, по традиции, в Успенском соборе Московского Кремля.

Н а выставке можно увидеть коронационный альбом Елизаветы Петровны. На первой странице – уникальная гравюра. Она показывает, как Москва выглядела в начале 40-х годов XVIII века. Здесь же - та же гравюра, увеличенная в несколько раз. Здесь можно рассмотреть детали. Можно разглядеть Большой каменный мост и место, где позже построят Москворецкий.

Коронация изображена в мельчайших подробностях. Подробности, к политике не относящиеся, здесь тоже в большом количестве. Личные письма Елизаветы Петровны – и ни одного на русском.

«Здесь она пишет часто по-немецки. Мы знаем, что она могла объясняться по-шведски и по-фински. Первое письмо – июнь, 22 июня 1716 года», - показывает куратор выставки Людмила Маркина.

Елизавете тогда было семь. Примерно в это же время вместе со старшей сестрой Анной будущая императрица позировала для портрета Луи Каравака, также представленного в экспозиции. «Это художник, которого она, по-видимому, на протяжении всей жизни любила и почитала. Поэтому, когда Елизавета Петровна вступила на престол, то она, конечно, очень доверяла Караваку. И он стал официальным художником», - говорит Людмила Маркина. И создал образ императрицы, который потом другие художники копировали.

На то, чтобы сидеть и подолгу позировать, у нее просто не было времени. Кроме дел политических, были ведь еще и увлечения. Елизавета, например, любила охоту. И своему гардеробу уделяла пристальное внимание. Из многотысячной коллекции платьев императрицы на выставке представлено только одно – реконструированное реставраторами Исторического музея. Ценные ткани для нарядов императрицы привозили из Европы.

«Например, шелковая ткань гризетт, или шелковая обрязь. Вот какие названия. А, между прочим, вы знаете, какие духи любила Елизавета Петровна? Это список воды для обоняния и орошения, которые поставили в кабинет Елизаветы Петровны. И что же мы видим – 12 бутылочек воды кипрской жасминовой. 12 бутылочек воды туберозовой. Если мы проанализируем это все, то получится, что Елизавета Петровна любила больше всего цветочные запахи», - отмечает Людмила Маркина.

Фарфор – еще одна страсть императрицы. «Так называемый собственный фарфор, сервиз императрицы Елизаветы Петровны. Фарфор был настолько дорог в это время, что он исключительно заказывался либо самими царскими особами, либо для приближенных императорского дворца. Не кривя душой, мы можем говорить о том, что собственный сервиз использовала императрица», - уверяет заместитель генерального директора Третьяковской галереи Андрей Воробьев.

Ее царствование в Третьяковской галерее продлится до конца марта будущего года.