10.12.2010 | 12:38

Исторические портреты в залах Русского музея

Грандиозной экспозицией завершают год в Русском музее. Залы корпуса Бенуа отданы в распоряжение «избранников Клио, героев и злодеев русской истории». Выставка с таким названием охватывает более тысячи лет - от призвания варягов до развала советской империи и зарождения новой российской государственности. Представлена целая галерея персонажей - правителей и бунтовщиков, полководцев и миротворцев. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

К нынешней масштабной выставке исторической живописи в Русском музее готовились почти два десятка лет. Огромные полотна надо было снять с валов, на которых они хранились, многие произведения потребовали серьезной реставрации. Музейщики решали и еще один важный вопрос, кого из исторических персонажей показывать, кого - нет. Вся Русская история, от большеглазого Рюрика, написанного Ильей Глазуновым, до парадных портретов Леонида Брежнева.

История - это только подлинные исторические документы. Все остальное-заказ государства и романтическая фантазия художника. Александр Невский может предстать одним из самых почитаемых русских святых. Или воином освободителем, любимцем простого люда, как на картине Владимира Сеарова. В 1945 князь мог быть только таким, и напоминал советских маршалов. Император Петр I - уже с XIX века трактовался как прогрессивный царь, это представление не менялось и при Советской власти. Иоанна Грозного стали активно критиковать в конце XIX века, художники пишут агрессивного подозрительного старца. А вот при Сталине об Иоанне или хорошо или ничего.

И, пожалуй, самая интересная часть выставки - история Отечества после 1917 года. Вот и здесь на выставке полотна, которые публика просто не знает - эти картины не показывали по политическим соображениям.

«Работа Сварога «Штаб октября» не экспонировалась. Уже после разоблачения культа личности, поскольку там вооруженным восстанием руководит не Ленин, а Сталин», - рассказывает ведущий научный сотрудник ГРМ Павел Климов.

Как Мифологизировался образ Владимира Ленина можно проследить. Вот такой Ильич появился в октябре 1917 в Смольном. Смешной почти карикатурный вождь мог быть написан только при жизни Ленина в 1923. Позже вождя начинают изображать все более мужественным, благородным, его лоб увеличивается, твердеет линия подбородка. Неугодных персонажей с картины могут убрать - после расстрела Лаврентия Берии, художник Налбандян на этой картине уберет портрет злодея, на его месте теперь шкаф. Николай Рутковский был знаком с Кировым лично, ленинградский лидер даже доставал художнику краски, когда тот расписывал вокзал в Белоострове. И Рутковский по настоящему переживал, когда Кирова убили. В остальных случаях - такие портреты и большие композиции были всегда заказаны государством, Часто огромные холсты писали бригады художников. Например, этот почти рубенсовский по колориту и размаху шедевр «Великому Сталину Слава». Выставка обрывается несколько неожиданно. Парадных Портретов нынешних глав государства - нет. Как нет и больших картин на исторические темы.