09.12.2016 | 10:42

В Центральном доме художника выставлены работы двух братьев Бенуа

В Центральном доме художника выставлены работы двух братьев Бенуа. В экспозиции – 150 акварелей, созданных основателем объединения «Мир искусства», главным художником «Русских сезонов» Александром Бенуа и его старшим братом – основателем Общества русских акварелистов, академиком Императорской Академии художеств Альбертом Бенуа. Большую часть работ публика увидит впервые. Репортаж Лидии Алешиной. 

Представленные работы Альберта и Александра Бенуа не музейные. Они из частных собраний – десятилетиями были скрыты от посторонних глаз. Среди экспонатов немало акварелей, которые никогда не выставлялись. Как, например, картина Александра Бенуа «Вид на Эрмитажный театр в Петербурге». Хранится в семье одного из потомков Бенуа – скульптора Евгения Лансере.

«Мой дед был племянником Александра Николевича Бенуа. Это подарок Бенуа моему деду, - рассказывает Евгений Лансере. - Они близко дружили, вместе с моим дедом создали объединение "Мир искусства", в которое входили все известные петербургские художники».

В зале Александра Бенуа и акварели периода «Мира искусства», и его работы как театрального художника – эскизы декораций к знаменитым балетам Сергея Дягилева.

«"Жизель" – первый акт первого действия, долина, в которой угадывается замок Людвига Баварского», - показывает эскиз куратор выставки Константин Журомский. – Этот балет был представлен впервые в 1910 году в театре Шатле в Париже. Это "Павильон Армиды". В 1909 году Александр Бенуа создал этот балет и эскизы на музыку Николая Черепнина. Самая первая картина, которая опубликована во всех изданиях начала XX века».

Братья Бенуа – знаменитые представители старейшего дворянского рода. Разница в возрасте - почти 20 лет - никогда не была преградой для общения двух таких родных и таких разных художников. Альберт Бенуа получил образование архитектора, но истинным его призванием стали занятия акварельной живописью. Александр манеру старшего брата Альберта называл чудотворением.

«Он не мог постичь, как без подготовительного рисунка, он моментально писал, как импрессионист акварелью. Это сложная техника, он создавал предметно реалистичные картины», - отмечает Константин Журомский.

Одна из представленных в экспозиции работ, как полагают искусствоведы, самая большая акварель Альберта Бенуа, не имеет музейных аналогов. Рядом для сравнения – его миниатюрная картина – помещается на ладони. На выставке собраны акварели, созданные художниками в разные годы. Например, одна из акварелей написана тридцатилетним Альбертом Бенуа, рядом с ней находится работа, созданная через сорок с лишним лет. В этом братья Бенуа были похожи, писали, не расставаясь с красками до последнего дня.

 

Новости культуры