11.12.2010 | 23:01

Масштабная фотопремьера – в Московском мультимедиа арт-музее

Масштабная фотопремьера в Московском мультимедиа арт-музее, который многие по привычке называют Московским домом фотографии. Здесь открыты сразу четыре выставки, отражающие многообразие возможностей простой фотокамеры в руках настоящих мастеров. В одном пространстве – работы Георгия Петрусова, Александра Будберга, Симона де Пюри и выставка «Электрические ночи» - совместный проект с парижским Центром Жоржа Помпиду. Рассказывают «Новости культуры».

 

Семь этажей дают возможность развернуться творчески. Превратить соседство диаметрально противоположных фотохудожников в добрососедство. В начале и крупным планом – сразу на два этажа - классик советского репортажа Георгий Петрусов. Это первая его ретроспектива. Здесь и поздние работы – летопись жизни Большого театра и фотографии, напечатанные в журнале «СССР на стройках». В эпоху индустриализации всей страны, когда заводы строили, как храмы, фотограф делал не снимки, а лики. Так что даже самая откровенная постановка работала на идею.

«Петрусов в постановках не убивал жизнь. Она заражала фигурантов его постановок. Это интересно и с исторической, и с технической точки зрения», - рассказывает Ольга Свиблова.

Симону де Пюри о постановках думать некогда. Он постоянно в командировках, живет в отелях Женевы, Берлина, Парижа. И фотографирует то, где живет, и во что упирается взгляд. Заставка шоу Лари Кинга, ковер, щетка для волос крупным планом.

«Видите, у меня нет людей. Это только вещи, но не сразу определишь, что это за вещи. Это абстракция, которая интригует», - объясняет автор выставки Симон де Пюри (Швейцария).

Советскую классику и современность объединил на своей выставке журналист Александр Будберг. Несколько лет он писал эссе, а темы брал – с фотографий, которые обошли издания всего мира. Скажем, смена эпох, схваченная в одном моменте. Снимок, удостоенный Пулитцеровской премии. Кеннеди и Эйзенхауэр вместе. А чуть правее - Жаклин Кеннеди на похоронах мужа. Еще интересная тема – двойной стандарт фотопортрета: постановка или случай? Легендарный Юсуф Карш уговорил Хрущева сняться весной в шубе и шапке. Рядом – де Голль на плацу.

«Этот снимок делался сорок минут. А здесь де Голль снят сверху, мгновенно. Это разница между портретистом и репортажем», - говорит автор выставки Александр Будберг.

Центр Помпиду специально для музея подготовил «Электрические ночи». Разговор о тьме и огне, который ведут мастера во все века. Фейерверки есть и на средневековых гравюрах. Что же говорить про видеоарт. Показано самое его начало. Тридцатые годы. Серия Романа Зигнера «Акции». Игры с огнем – красивы, но опасны. Как напоминание об этом – работы разместили повыше. Так что смотреть надо, подняв глаза к небу.