13.12.2010 | 10:42

Пугающий мир благополучных людей в МХТ

«Яйцо»… Так называется спектакль, премьера которого состоится сегодня на Малой сцене столичного МХТ. Так называется пьеса лауреата Гонкуровской премии Фелисьена Марсо, с драматургией которого хорошо знакомы столичные театралы. Открытием станет имя и сценический почерк постановщика – режиссер Магомед Чегер дебютирует на московской сцене. Яйцо – это аллегория внешне совершенного и совершенно закрытого от «посторонних», мира преуспевающих буржуа. Однако «скромное обаяние буржуазии» по ходу действия превращается в настоящий кошмар. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

До сих пор эту пьесу почти не ставили – слишком много текста. Режиссер Магомед Чегер сократил две трети слов и увеличил действие.
«Меня интересует марионеточность людей. Меня интересует в людях то, что, совершая поступки, они думают, что они что-то думают. На самом деле ими думают и ими совершают поступки. И пока человеку не придет в голову мысль, что не они думают – он не может понять, что это так и есть», - говорит режиссер.

Встроиться в механизм отполированного до блеска, как яйцо, гламурного и успешного мира мечтает Мажис. Эта идея кажется ему – закомплексованному и робкому – недостижимой. Актеры МХТ совместно с режиссером-дебютантом исследуют внутренний мир «маленького человека», который на пути к собственному счастью превращается из славного малого сначала в конформиста, а потом - в преступника.

«Узнаваема очень психология этого человека, - говорит артист Авангард Леонтьев. - И как он мелочам каким-то возмущается, недоволен, пытается изменить свою жизнь. Пытается сделать карьеру – любым путем, махнув рукой на способы шагов по лестнице вверх в его представлении. И где-то он теряет самоконтроль, и позволяет себя вести абсолютно эгоцентрически».

Его роль условно называется «хозяин». Авангард Леонтьев – альтер-эго главного героя. Персонаж трезво мыслящий и по-взрослому циничный, оценивающий прошлое из настоящего, но ни на что не способный повлиять. Юный Мажис сначала не замечает хозяина, потом начинает его ощущать и даже слышать.

«Потом происходит воссоединение, и мы к концу с ним сливаемся в единое целое – мы становимся яйцом. Это поначалу: он желток, я белок. Потому – мы становимся системой – яйцом – и изнутри ее разрушаем», - говорит артист Эдуард Чекмазов.

Он не находит понимания в семье – его вечно укоряют мать и сестра, он не находит любви ни с женой, ни на стороне. Он пытается приноровиться к системе «яйца»: идти на вечный сговор с самим собой, закрывать глаза на подлость и обман ради собственного благополучия, и не замечает, как превращается в хладнокровного мерзавца. История вечная, всегда современная, применимая к каждому из нас.

«Мы все хотим поудобнее, поинтереснее, поярче жить – и этим он мне симпатичен. Он живой человек. А то, как он незаметно приходит к преступлению – это должно насторожить и читателей романа, и зрителей – именно незаметность», - говорит Авангард Леонтьев.

Надо ли разбивать яйцо? Стоит ли рушить систему и становиться над нею? Тем более что сделать это, как правило, возможно только насильственными методами. Создатели спектакля предлагают над этим поразмыслить. И не ставят точку в финале.