13.12.2010 | 11:34

80 лет Николаю Рыбникову

Он был рожден для героических ролей – Жюльен Сорель, Дон Гуан, Петр I… Но играть Николаю Рыбникову предлагали сталеваров, лесорубов и монтажников. Обаятельный актер с неподражаемой улыбкой создал на экране предельно искренний образ, как говорили в те времена, «простого рабочего паренька» - узнаваемого, как соседа с твоей улицы, даже если она звалась не Заречной. И стал кумиром миллионов – и заложником своего амплуа. Сегодня со дня рождения Николая Рыбникова исполняется 80 лет. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Главный романтик советской индустриализации. Сталевар-стахановец, ловкий монтажник, разудалый лесоруб. В кадре Николай Рыбников одинаково правдоподобно косил траву, строил доменные печи и ухаживал за девушками.

Невероятно обаятельный хулиган. Было что-то есенинское в его образе. Одна улыбка чего стоила… Путь в большое кино для Рыбникова открылся после картины «Тревожная молодость». Режиссер Владимир Наумов еще на пробах понял: Рыбников – тот актер, который сразу запомнится.

«Первое, что сделал Рыбников – это воткнул в меня нож, - вспоминает режиссер Владимир Наумов. - Мы репетировали с ним с деревяшкой, а потом я говорю: «Коль, давай, попробуй! Ты, по-моему, уже научился!». Я должен был закрываться, а он должен был бить. Он мне воткнул нож. И был очень доволен. «Смотри – я попал!»

Котька Григоренко из «Тревожной молодости» так и останется едва ли не единственным отрицательным персонажем в кинобиографии Николая Рыбникова. Предатель, сынок богатого лавочника. Кто бы мог догадаться, что уже через два года он станет самым знаменитым советским сталеваром – Сашей Савченко с Заречной улицы. Поклонницы будут заваливать его письмами, а вся страна запоет ту самую песню о безответной любви.

А потом была «Высота» - пик популярности актера. Для своего времени этот фильм был даже излишне дерзким. Сцену объяснения главных героев режиссеры решили снять … в постели. Но самыми откровенными на съемках «Высоты» были разговоры – Инны Макаровой и Рыбникова. Когда камера выключалась, он рассказывал, например, о том, как чуть не утонул во время эвакуации в 42-м.
«Он говорил: я ухватился за плот, а меня били по рукам, потому что плоты тонули от количества зацепившихся людей. Но он выплыл – и прямо в кинематограф», - рассказывает Инна Макарова.

Удивительно, но своей киносудьбой Рыбников был не вполне доволен. Он устал от ролей бригадиров и механизаторов, от вечной борьбы хорошего с отличным, что была в советском кино. Когда-то, еще во ВГИКе, он играл совсем других героев – неоднозначных, почти шекспировских.

«Он потрясающе играл Петра I, - вспоминает Инна Макарова. - Вы не представляете, как он его играл! Такой там сидел внутри зверь!»

«Он ко мне все время подходил и говорил: «Дайте мне какую-нибудь отрицательную роль, чтоб в ней характер был. А то ходим тут песни поем», - вспоминает Владимир Наумов.

После фильма «Девчата» ролей в жизни Рыбникова вроде меньше не стало. Но все они были эпизодическими. Герой-стахановец выходил из моды, а другой образ режиссеры в Рыбникове так и не разглядели. Но Саша Савченко, Илья Ковригин и Николай Пасечник давно – классика, которая из моды точно не выйдет.

К 80-летию со дня рождения Николая Рыбникова смотрите программу из цикла «Острова». Она выйдет в эфир в 20 часов 45 минут.