13.12.2010 | 15:56

О реставрации Эрмитажа

В Петербурге в здании Главного штаба завершилась реставрация первой очереди залов для музея современного искусства Эрмитажа. Реставраторы восстановили 30 помещений, уделив максимальное внимание сохранившимся элементам декора. Там, где это было возможно, выполнена консервация фрагментов живописи, а утраченные росписи эпохи ампира детально воссозданы. Рассказывают «Новости культуры».

 

Восточное крыло главного штаба воссоздали с исторической точностью по чертежам Карла Росси. Именно он в первой половине XIX века построил это здание. Фактически, целый город. Здесь работали министры финансов, иностранных дел и, конечно, военные. Проектировщики и реставраторы, как говорили сегодня, совершили чудо.

«Здесь был двор открытый, захламленный металлоломом. Уровень понижали на -8, делали археологические раскопки. Каждое здание, как вы видите, несло нам какие-то неприятности», - рассказывает реставратор Виктор Смирнов..

Кадры, снятые несколько лет назад. Полуразрушенные стены покрыты плесенью, поражены грибком. Кровля протекала. Проектировщики и реставраторы предупреждали - Петербург может лишиться этого уникального памятника, если срочно не начать работы. Титановыми сваями укрепили фундамент. Сделали специальные инъекции в грунт на разные глубины - один метр, полтора и два с половиной. Кирпичную кладку восстановили. Своды и стены укрепили, сохранили даже подлинные двери. А еще воссоздали окна. Их более 150-ти и, что любопытно, нет ни одного похожего.

Созвездие этих зданий – Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж. Мы все-таки впишемся, и здания будут соответствовать тому уровню коллекций, которые здесь будут размещены», - уверяет руководитель архитектурной мастерской Никита Явейн.

Директор Эрмитажа, Михаил Пиотровский, лично контролировал все работы и признался - увиденным доволен. Теперь здесь будет новая выставочная площадка. «Сюда переедет XIX век, и мы будем показывать живопись всей Европы и, возможно, частично Азии. Будут специальные залы памяти Фаберже», - отметил  Михаил Пиотровский.

Помимо музея, здесь будут кафе, ресторанов, магазины. Учтен опыт многих европейских станиц. Петербург уходит от экспозиционного консерватизма, когда вокруг нет ничего, кроме картин.

Реставрационные работы на этой торжественной ноте не завершаются. Через несколько дней начнется второй этап, и он будет не менее сложным. Полностью работы закончатся только в 2014 году, к юбилею Эрмитажа. Тогда государственному музею исполнится 250.