14.12.2010 | 10:11

Печать. 14 декабря 2010

Литература в сумерках или как читатели воздействуют на писателей – откровения Ольги Славниковой. Оперетта абсурда или театральная мистерия? «Школа драматического искусства» представляет спектакль по сочинению Валера Наварина. И – в чем феномен музыки Гии Канчели? Ответы – на страницах сегодняшней печати и у «Новостей культуры».

***


«Издатель вечно стремится повторить вчерашний успех, свой или чужой. Ему всегда нужен кто-то второй — вторая Маринина, второй Акунин — и никогда ничего первого». Эти слова принадлежат писательнице Ольге Славниковой, интервью с которой публикуют «Итоги». Лауреат многих литературных премий, в том числе, «Русского Букера», она, по выражению обозревателя Итогов Евгения Белжеларского, не только пишет вполне качественную прозу, но и поражает коллег прихотливой «постнабоковской» стилистикой. А понятие «славниковская метафора» висит у критиков на кончике пера. Рассуждая о современном состоянии отечественной словесности, писательница сказала: «У нас давно принято говорить о сумерках литературы… Сумерки литературы — это, прежде всего, социальное положение писателя, отношение к нему. Со стороны читателя, в первую очередь. Ведь важно, что именно он готов потреблять». Надеюсь, что читатель, прежде всего, готов потреблять качественную литературу. А это уже – дело писателя.

***
Обозреватель «Итогов» Лейла Гучмазова откликается на премьеру «Оперетты понарошку» в театре «Школа драматического искусства». Театральная мистерия - для «Школы» формат привычный, а для девяти актеров и хора из дюжины певцов это действие явилось самой настоящей мистерией. Стержень ее идеи, как отмечает рецензент, в том, что сделана она по сочинению современного французского драматурга Валера Новарина, «законного представителя» французской школы абсурда. «Тяжелые вопросы человека о его месте в лучшем из миров, - пишет Лейла Гучмазова, - находят здесь удачное разрешение в традициях абсурда и тотального театра. Ответы на вопросы всегда причудливы, смешны и страшны одновременно. И чем сложнее вопрос, тем больше доверия вызывает тот, кто отвечает понарошку».

****
Популярный русскоязычный журнал «Чайка», издающийся в США, публикует эссе известного журналиста и культуролога Соломона Волкова о композиторе Гии Канчели. Многие помнят его музыку к целому ряду фильмов Георгия Данелии. Автор делится своими впечатлениями о многочисленных встречах со знаменитым композитором и размышляет о феномене его успеха не только в России, но и на Западе. «В музыке Канчели философичность удивительным образом сочетается с простотой, - пишет Соломон Волков. - Вслушиваясь в музыку Канчели, публика постигает новый для себя мир, окрашенный в манящие цвета печали, задумчивости и ностальгии». Поэтично сказано.