14.12.2010 | 10:20

"Записки сумасшедшего" в постановке Камы Гинкаса

Этим вечером в Московском театре юного зрителя состоится долгожданная премьера – «Записки сумасшедшего» в постановке Камы Гинкаса. Спектакль должен был появиться на сцене ТЮЗа еще год назад. Но возникли трудности с исполнителем главной роли – было несколько кандидатов, роль уже начал репетировать Сергей Маковецкий, но отказался от нее. Наконец, Гинкас остановил свой выбор на Алексее Девотченко. Петербуржец с репутацией интеллектуала, ученик Льва Додина, шут в додинском «Короле Лире» и Хлестаков в «Ревизоре» Валерия Фокина выйдет сегодня на сцену в роли Поприщина. Рассказывают «Новости культуры».

 

Накануне премьеры Кама Гинкаса обращается к залу – не судите строго, спектакль только начинает жить. Желтый дом, построенный Сергеем Бархиным, артист Алексей Девотченко начал осваивать полгода назад. Над ним нависала тень предшественника. «Бред говорить, что это ввод. Думаю, со мной пробовались совсем другие вещи, даже уверен, что так оно и есть», - отмечает актер Алексей Девотченко. Это изначальное преодоление, неуверенность, - все ли в порядке, на своем ли ты месте, пожалуй, часть роли. Так должен чувствовать себя маленький человек Поприщин.

Титулярного советника Алексей Девотченко играет отчаянно, так что пот градом. Он будто ртуть: внезапные смены состояний, диапазон – от брутального хама до беззащитного ребенка. «Все требовали агрессии, сарказма, а Кама Миронович - нежности, беззащитности», - рассказывает Алексей Девотченко.

Печальная история стыдливой любви, в которой Девотченко задействует всю свою открытость, лишь одна из стадий одержимости успехом. Вот главный нерв спектакля Камы Гинкаса – абсурдное, болезненное, безумное стремление вверх по социальной лестнице, к «медийным» звездам, на голубой экран. «У нас называется это – элита, - объясняет Кама Гинкас. - Чтобы не только меня, но и его показали по телевидению. "Протыриться" туда - есть безумное стремление почти всех».

Поприщин Девотченко проходит этот путь до конца. Карабкается по лестнице на свою верхнюю полку. Не менее клаустрофобичную, чем нижняя. И замирает в тени проекции: на желтой стене мелькают машины, поп-звезды, модели и циркачи. Алексей Девотченко давно хотел работать в Московском ТЮЗе, говорят, сразу после выпуска из петербургской театральной академии приезжал сюда на прослушивание. То, что впервые на эту сцену он выходит именно в роли Поприщина, его радует. Роль для любого актера желанная и важная, зараженность гоголевским текстом он переживает не только на сцене. «Я действительно начал в жизни говорить - пойду прохаживаться», - признается Алексей Девотченко.

Для Камы Гинкаса Алексей Девотченко – яркая краска». Наверх можно стремиться с любой ступени», - говорит режиссер: можно из консерватории, а можно из самых социальных низов. Так вот Девотченко способен играть низового маргинала: озлобленного, затравленного, пугливого и ранимого, - которого и страшно, и жалко.