14.12.2010 | 19:33

Краков - самый театральный город Польши

Театральный фестиваль «Божественная комедия», который завершился в Кракове, по традиции, представляет зрителям спектакли исключительно польских театров, однако имеет статус международного. Режиссеры, критики, историки искусства приезжают на фестиваль из многих стран за новыми идеями и впечатлениями, а также для общения с коллегами. «Божественную комедию» Краков принимает раз в год, но звание самого театрального города Польши он сохраняет за собой постоянно. Из Кракова – репортаж «Новостей культуры».

 

Если хотите что-нибудь понять про современную Польшу, начните ходить в польский театр. Режиссеры маститые и молодые ставят про то, что волнует сегодня каждого. Современный польский театр – разноречивый и неполиткорректный, шокирующе откровенный и полный энергии – играет очень важную роль в жизни общества. 

Старый театр Кракова – старейший в городе, обладатель четырех сцен и богатой истории, настоящее гнездо театральных экспериментов и свободомыслия. Во время оккупации немцы не закрыли его, но превратили в концертный зал. Для этого закрасили чудесные орнаменты, замаскировали лепнину. Совсем недавно большей части помещений вернули вид начала ХХ века. Последний зал ждет своей очереди. Старый театр, как и большинство польских театров, финансируется из государственного бюджета. Но есть и другой опыт.

Новый театр Петра Щеклюцки живет на деньги от проданных билетов и периодическую помощь муниципальных властей. Зрительный зал на 100 мест всегда полон. Петр может познакомить с разнообразием сценических площадок города, которые характерны только для Польши. В Кракове очень популярны совсем маленькие сцены, расположенные в подвалах кафе. Впрочем, это ничуть не умаляет их значения. Наверху люди пьют кофе с традиционными пирожными, а внизу играют, как правило, очень авангардные постановки. 

В собственном театре Петр ставит много классики – де Сад, Брехт, польские авторы. А еще – Чехов. Спектакль по рассказам русского классика идет под песни Булата Окуджавы и группы «Любэ». По польским меркам эта постановка уже стала долгожителем – десять лет на сцене. Обычно в Польше столько не живут. Спектакли быстро сменяют друг друга в репертуаре, однако русская тема чувствует себя уверенно. Ради Чехова Петр уже целый год учит русский язык.

«Десять лет – это слишком долго. Значит, это спектакль очень хороший», – замечает художественный руководитель Нового театра (Краков).

«Я знаю много тайн, но не скажу. Не все скажу. Вот, в этой книге я немного рассказываю», – говорит литератор Людвик Флашен.

Людвик Флашен – многолетний напарник и друг и Ежи Гротовского, главного идеолога польского театра. Он написал книгу о своем 25-летнем сотрудничестве с мастером. Ее в Польше ждали – сначала она вышла по-английски, теперь переводится на польский, а скоро появится еще и на португальском – бразильцы тоже хотят все знать о Гротовском.

«Здесь мы основали лабораторию, будущий театр. Я ему сказал: "Господин Гротовский. Вы будете директором, а я буду вашим заместителем, литературным руководителем". Я - Немирович-Данченко при Гротовском», – рассказывает Флашен.

Кроме, собственно, театра на сцене, в Польше очень развиты сопутствующие программы. Проводятся конференции, беседы со зрителями, на телевидении выходят театральные передачи, издаются специальные журналы. В одном только Кракове их три. Польский театр не просто неотделим от польского общества, он во многом играет роль психотерапевта, часто заставляющего поляков говорить на очень неприятные для них темы. Часами анализировать самые болезненные моменты истории и национального самоопределения.

«Здесь тоже живется довольно тяжело. И вовсе они не катаются, как сыр в масле, как, скажем, немецкие театры. Но они не пошли на компромисс сами с собой. То есть уровень совести у польского театра выше, безусловно. Право на диалог, право быть авторитетом для общества, моральное право и художественное, он не утерял», – подчеркивает театральный критик Роман Должанский.

Краков, население которого вместе с пригородом составляет миллион двести тысяч человек, насыщен театром. Девять государственных сцен, одна частная и множество локальных площадок. При такой плотности театральной инфраструктуры остаться от театра в стороне очень трудно.

Читайте также:
«Божественная комедия»: театральный фестиваль в Кракове

Театральная школа Кракова: традиции национальной сцены