01.12.2016 | 11:45

В "Ленкоме" показали спектакль "День опричника" в постановке Марка Захарова

Последнее время театр «Ленком»у всех на устах. Тем не менее, в его репертуаре не только потери, но и приобретения. «День опричника» – первая премьера 90-го сезона. И действительно долгожданная. Потому что с того момента, как Марк Анатольевич Захаров задумал перенести на сцену повесть Владимира Сорокина, прошло почти десять лет. А действие этой антиутопии, как значится в подзаголовке, «происходит через 100 лет после премьеры». На которой побывала Мария Трофимова.

Материал Владимира Сорокина – эпатажный, резкий, актуальный. Пока не осознан обществом, считает Марк Захаров. По его мнению, писатель продолжает гоголевские традиции: рисует фантасмагорическую картину нашего будущего.

«Тот случай, когда автор ошибается в оценке собственного творения. Это не устарело, и это остается таким предостережением, что если мы и дальше будем выискивать в нашем прошлом, если мы доведем славянофильские настроения до абсурда, то тогда надо ставить памятники не только Грозному, но и Малюте Скуратову», – убеждён Марк Захаров.

Именно Малюте Скуратову и посвящена книга. Правда, в спектакле действие просходит не в 2027, как у автора, а спустя век после премьеры. В государстве восстановлено самодержавие, процветает ксенофобия, идут репрессии – страна отгорожена от остального мира Великой русской стеной. День опричника – один рабочий день государева человека Андрея Комяги.

Сам писатель не смог присутствовать на премьере. Но планирует посмотреть спектакль в декабре. Творчество Владимира Сорокина – всегда игра со словом. Эту его манеру театр органично продолжил, создав собственную версию.

«Когда Захаров говорит в своем предисловии к спектакою о гоголевской природе юмора Сорокина, думаешь о том, что это, может, даже не столько Гоголь, сколько Евгений Шварц. Не уверен, что Сорокину бы понравилось такое сравнение», – отметил ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский.

«Когда смотришь на эту страшную, гротескную историю – может быть, в смехе и есть очищение, и смех здесь главное», – прокомментировал народный артист России Андрей Житинкин.

В спектакле Марк Захаров изменил финал. Режиссеру так хочется подарить зрителю надежду.   

Новости культуры