15.12.2010 | 11:27

В государственном музее Пушкина открылась выставка Владимира Гау

В государственном музее Пушкина открылась выставка акварельных рисунков живописца XIX века Владимира Гау. За свою жизнь он создал шестьсот портретов русской императорской фамилии. На выставке представлено около 150 портретов и не только Романовых, но и других современников художника. Акварели Гау – небольшие по формату, но сама выставка грандиозна по масштабу - экспонаты для нее прислали 22 российских музея, а также частные коллекционеры. За каждым портретом – своя история или драма из жизни высшего света XIX века. Например, в экспозиции впервые можно увидеть уникальный портрет великого князя Михаила Михайловича в двухлетнем возрасте. После неравного брака с внучкой Александра Пушкина, отец, Александр III лишил Михаила содержания и выслал из России. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Если бы социальные сети появились в XVIII, а не в XXI веке, все эти люди были бы в друзьях Александра Пушкина. Или как минимум в друзьях друзей. А эти акварельные портреты Владимира Гау были бы их аватарами. Аватара Пушкина на этой выставке в музее Пушкина, к сожалению, нет. Он умер раньше, чем Владимир Гау стал известным придворным живописцем. Баловень судьбы – он случайно оказался в нужное время в нужном месте – в Таллинне, тогдашнем Ревеле, когда там отдыхала императрица Александра Федоровна. Шестнадцатилетний художник нарисовал портреты детей, и они понравились. Настолько, что Гау тут же пригласили в Петербург.

«Ему повезло. Если бы не приехала на купание императорская семья, ничего такого бы не случилось», - говорит куратор выставки Лидия Карнаухова.

Как придворный художник – сегодня аналогичная должность называется личный фотограф президента – Гау создал портретную галерею трех царствований. Николая I, его сына Александра II – по воспоминаниям юного Романова, Гау писал его в тот момент, когда у него болел зуб, и третье царствование – Александра III. Гау запечатлел для истории главные этапы жизни российских императоров - рождение, взросление, царствование и смерть. Этот рисунок датирован 18 февраля 1855 года – днем смерти Николая I и написан по «высочайшему повелению» семьи покойного императора.

«Позднее Гау делал повторение рисунка в акварели. Император, а рядом у врат царства небесного его встречает любимая дочь и его внучка, смерть которой от скарлатины была страшным ударом для всей императорской семьи», - рассказывает Лидия Карнаухова.

Великие князья, придворные, дамы полусвета. Лица, которых сегодня не встретишь на улице. Исчезнувшая порода людей.

«Вот эта одухотворенность лиц перенеслась к нам из XIX века благодаря перу Гау, но она сегодня утеряна, потому что фотография, пришедшая на смену, нивелировала душу людей, этих детишек», - говорит директор государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев.

Портреты Гау разошлись по всему свету. Выходя замуж за иностранных принцев, русские принцессы увозили на память изображения своих царственных родственников. Это портрет внучки Николая I великой княгини Анастасии Михайловне, прабабушки нынешней королевы Дании Маргарете II. Которая, к слову, не только правит, но еще и увлекается живописью, иллюстрирует книги и оформляет спектакли.