15.12.2010 | 15:40

Выставка об Исааке Левитане бьет рекорды посещаемости

В Москве стало модно ходить по музеям. Об этом говорят цифры посещаемости – новый рекорд ставит выставка «Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковской Галерее на Крымском валу. Она открылась два месяца назад, но до сих пор в кассах – очереди. В чем секрет Левитана? Об этом - «Новости культуры».

 

Такого на Крымском Валу давно не было - ни когда Дейнеко выставляли, ни когда Шишкина экспонировали. Музейщики спешат поделиться: для них это не просто «приятно», а грандиозный успех.

«У нас были успешные выставки. Выставка Шишкина. Но по нашим предположениям, ожиданиям выставка Левитана превзойдет ее по количеству посетителей. Очевидно, Левитан затрагивает важные тонкие струны. За месяц и 10 дней выставку посетило более 80 тысяч человек», - говорит заместитель директора Третьяковской галереи Марина Эльзесер.

«Мы с вами присутствуем на историческом событии, потому что персональных выставок Левитана было очень мало. Это, по сути, третья», - отмечает куратор выставки Любовь Захаренкова.

Картины собирали в 17 музеях России, привезли из Беларуси, впервые из Израиля. Последний раз в таком масштабе Левитана видели 50 лет назад. Мало кто из «передвижников» и их последователей выдерживал большие персональные выставки, а Левитан выдержал. Почему не заразился вирусами салона, как многие пейзажисты его времени? Почему не стал старомодным? Уникальность Левитана пытались разгадать еще сто лет назад, и пытаются до сих пор.

«Левитан сформулировал, что есть пейзажное видение России. Вообще, в принципе. То есть он вывел некую формулу пейзажного видения России», - объясняет арт-критик Сергей Хачатуров.

Россия нежная, лиричная, одинокая…И «Над Вечным покоем», рассуждая о вечном, можно стоять также долго. И чувствовать «что-то божественное». И тосковать на «Владимирке», размышляя об одиночестве. И неожиданно заметить - там, вдалеке есть надежда. Маленькая сельская церквушка. И в этом, наверное, спасение…

«Пейзаж в России больше, чем пейзаж. Пейзаж для Левитана - это не только видение природы, но и истории, психология и человека, и художника, и народа. И воспитательная тема, патриотизм, если хотите», - говорит Сергей Хачатуров.

Один из самых впечатляющих образов – его последнее произведение «Озеро». Или, как было изначально, «Озеро. Русь». Обобщенный образ страны, исполненный радости и полноты жизни. Прекрасный и возвышенный, простой и естественный - это все о пейзаже России, или, скорее, о самой России. Как понимал ее Левитан. И, как оказалось, понимают многие.

Вся недолгая творческая жизнь Левитана – он умер, когда ему было сорок, - была наполнена неустанными поисками новых образов. И когда находил то, что надо, был счастлив. Его манеру пытались повторить многие, но только он создавал в ней свои произведения так убедительно, так искренне и с такой любовью. «Напишите по-иному, чем все пишут,- советовал Левитан,- и ваше место в жизни искусства обеспечено».