21.08.2012 | 10:29

Эволюция творчества Марии Кулагиной на выставке в московском музее современного искусства

Марию Кулагину называют одним из ярких представителей живописцев 90-х. Ее ранние работы высоко оценивал один из основателей «сурового стиля» - Николай Андронов. Увидеть эти картины, а также то, что было создано художницей за 25 лет творческой жизни можно на выставке «Царь горы». Она открылась в Московском Музее современного искусства. Рассказывают «Новости культуры».

То ли рельефная живопись, то ли живописный рельеф. В картинах Марии Кулагиной условность и плоскость пространства с легкостью сочетаются с трехмерными объектами. Она говорит, что продолжает сюжетную линию экспрессионистов 20-х годов прошлого века. Но в совершенно иной технике.

«Мой любимый материал – обычный картон, гофрокартон, – рассказывает Мария Кулагина. – Он очень хорош, потому что он очень пластичный. Он прекрасно мнется, лепится. Но вот за сохранность я очень переживаю. Их перевозить очень тяжело».

Кажется, любовь к живописи у Марии Кулагиной в крови. Она принадлежит к знаменитой художественной династии. Среди ее предков – известный конструктивист и новатор Густав Клуцис. Художница тоже не боится экспериментов. Ее герои выходят за рамы картин и жестикулируют уже в реальном пространстве.

«В работах Марии Кулагиной живопись не утрачивает своего качества, – считает заместитель директора ГМИИ имени Пушкина по научной работе Андрей Толстой. – Она вырывается за пределы статики и становится искусством, которое показывает движение, динамику, и это такой смелый путь».

«Прощальная симфония», «Люди, несущие город», «Толпа в метро». На этих полотнах те, кто окружает художницу каждый день, – от случайных прохожих, до самых близких. Особое место в экспозиции занимает работа «Царь горы». Названием послужила детская игра, участники которой стремятся занять вершину горы и не пускать туда остальных. По мнению художницы, это аллегория мира, где каждый борется за место под солнцем.

«В результате получается, что сыпется. У всех все сыпется, – говорит художница. – Тут не имеется в виду гибель людей буквальная. И царем бывает каждый, и каждый в какой-то момент срывается».

Динамика, экспрессия, и вечная игра страстей – вот, что интересует Марию Кулагину. По ее мнению, трагичное содержание полотен и простой недолговечный материал как нельзя лучше передают суть человеческой жизни.