16.12.2010 | 12:43

Посвящение Прокофьеву в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

Один из лучших и самых веселых спектаклей Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко переживает второе рождение. Десять лет назад театр открыл сезон премьерой. Комическую оперу Прокофьева «Обручение в монастыре» хвалили самые строгие критики, публика искренне смеялась над поворотами комедийного сюжета. В дальнейшем из-за проблем, связанных с реконструкцией театра, спектакль игрался в Москве редко. В наступающем году будет отмечаться 120-летие со дня рождения Прокофьева, и восстановление спектакля приурочили к этому юбилею. Рассказывают «Новости культуры».

Азартно и с удовольствием – так говорят о работе над оперой Прокофьева. Все участники действительно наслаждаются процессом. Постановщики шли исключительно от музыки Прокофьева – от ощущения беззаботного счастья, заложенного в его музыке.

«К сожалению, Сергей Сергеевич Прокофьев, великий русский композитор, классик ХХ века, не так популярен в нашей стране, как Верди или Пуччини. Хотя в других странах очень популярен. Но мы в нашем театре очень любим Прокофьева, поэтому и  решили его восстановить», – замечает режиссер, художественный руководитель Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель.

Дирижировать оперой пригласили Дмитрия Юровского – представителя знаменитой династии. Его отец когда-то дирижировал спектаклями Музыкального театра. Дмитрий не был в России почти двадцать лет. Сегодняшняя премьера – его третье выступление в Москве и первое на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Впрочем, «Обручением в монастыре» Юровский уже дирижировал – на музыкальном фестивале в Глайнборне. Однако Москва для него – особая история. Своим главным вкладом в спектакль маэстро считает свою «бесконечную любовь и к Прокофьеву, и к этому произведению».

«Для меня это особый спектакль. Потому что я в этом театре, можно сказать, родился. Не так много театров в мире, дирижировать в которых является таким особенным эмоциональным чувством с детства. Эту детскую восторженность я и постарался передать в своей интерпретации», – признается Юровский.

Веселые летчики в больших очках, почтальонши, пожарные в золотых касках, береты, кепки и физкультурные шортики из 30-х годов прошлого века – рядом с коломбинами, испанскими рюшами и карнавальными масками. Постановщики уверены: задорная, искрящаяся музыка Прокофьева превратила комедию Шередана в настоящий карнавал, а они, перемешав реалии двух разных эпох, создали чудесный фон для развития любовной интриги между монахиней и простым парнем.

За десять с перерывами лет существования опера «Обручение в монастыре» обросла легендами. Елена Манистина пела Дуэнью с первого спектакля. За время жизни постановки даже личные обстоятельства ее жизни стали достоянием сцены. 

«Когда я родила дочку, мы ездили на гастроли в Ригу, и там у нас были новые мизансцены – дуэнья с ребенком. У нас было так сделано, что между последней картиной и занавесом дуэнья с Мендозой завели ребенка», – рассказывает заслуженная артистка России. 

Представитель нового состава исполнителей Дмитрий Зуев признается, что не смотрел предыдущий спектакль, шел от себя. Дух пионерского задорного времени, присутствующий у Прокофьева, ему очень близок.

«Я придумал некоего мальчишку, подростка. Прокофьев пишет его в достаточно высокой тесситуре, и я сделал вывод, что он немного истеричный, неуравновешенный и жутко ревнивый», – поясняет певец.

Зрители хохочут от души, следуя за развитием сюжета и музыкой Прокофьева, и ждут выхода на сцену заявленного в афише Войнаровского. В день премьеры он заболел, но его премьерная партия впереди.