24.11.2016 | 19:37

В Москве проходит Первый Российский кристаллографический конгресс

В столице продолжает работу необычный конгресс: Первый Всероссийский кристаллографический. На нём более полутора тысяч физиков, химиков, медиков, биологов ведут серьёзный разговор о важности кристаллов и их возможностях. Известные специалисты обмениваются опытом, составляют прогноз развития кристаллографии – науки, которая раньше использовалась в минералогии, а сейчас стала междисциплинарной. Сегодня к дискуссии присоединились… гуманитарии. Репортаж Алии Шарифуллиной.

Лазерное сканирование, магнитометрическое измерение, электротомографическая съёмка, микрофокусный рентген – сегодня этими сложными научными методами пользуются не только физики, химики и биологи, но и гуманитарии. Они позволяют расшифровать загадки истории и культуры, над которыми ученые бились не один десяток лет. Например, с помощью кристаллографии узнали точно, какой краской рисовал человек эпохи палеолита в Каповой пещере.

«Это не просто геологический материал, он ее обрабатывал. Он ее обжигал в огне, чтобы получить темно-красный цвет», - рассказывает сотрудник национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Константин Подурец.

Кристаллография позволяет заглянуть в самую суть вещей, раскрыть любые тайны. Из чего, когда и каким образом возник объект – теперь можно узнать, не нарушая его целостности. К примеру, сделав специальную томографию мумии, ученые узнали все о технике мумификации и о самом человеке.

«Докопаться» до истины археологам можно задолго до раскопок. Специальные снимки топографических структур указывают на наиболее богатые артефактами земли. А изучая антропологические останки, можно узнать не только о происхождении человека, но и о том, насколько он был подвижен и что предпочитал на обед. Одна из недавних разгадок археологов – состав черни на древнерусских крестах.

«Считалось традиционно, что это смеси на основе серебра. Выяснилось что это смесь порошка свинца, серы», - рассказывает директор Института археологии РАН Николай Макаров.

Помогло в этом уникальное оборудование Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». С предметами истории и искусства работают не так давно, около года. Но очередь из музеев уже выстроилась.

«Они могу смотреть экспонаты разными методами, что исключает ошибки. Дают полную интерпретацию», - говорит зам. директора НИЦ «Курчатовский институт» Екатерина Яцишина.

С Курчатовским институтом сегодня сотрудничают Государственный исторический музей, Археологический институт РАН. Сейчас идет изучение предметов эпохи итальянского Возрождения из Музея имени Пушкина. Среди них – пострадавшие от пожара бронзовые скульптуры. 

«Реставраторы не знают внутреннего содержания объекта – какие там дефекты. Не знают, как к ним подступиться», - объясняет сотрудница НИЦ «Кристаллография и фотоника» Елена Терещенко.

Еще одно направление – изучение старинных рукописей. Кристаллографические методы помогают читать полустертые тексты на пергаменте, а еще вовремя заметить, что ценные документы нуждаются в срочной реставрации.

Новости культуры