16.12.2010 | 19:35

В Москве открылся Фестиваль наивного искусства

На пике популярности в наши дни не только реалистическая живопись. В последние годы полные залы собирает искусство, которое когда-то пренебрежительно называли самодеятельным. Правда, со временем искусствоведы «прозрели», и огромный пласт народного искусства оказался включенным в пространство не только российской, но и мировой культуры. В Москве открылся Международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фест-наив 2010».  Рассказывают «Новости культуры».

 

Точкой отсчета наивного искусства в России считают вот работу 1920-х годов «Им нет места в Советах». О художнике Викторе Точкине ничего неизвестно. Чуть больше мы знаем о Лидии Суворовой-Алферовой. Сегодня она признанный классик наивного искусства.

«Работала по три смены на Донбассе, заработала лейкемию. В больнице ей дали карандаш, она начала писать. Искусство позволило прожить ей еще пятнадцать лет жизни», – рассказывает директор Музея наивного искусства Владимир Грозин.

Эта биография вполне типична для наивного художника. То есть человека, который никогда не то что не учился, но даже и не думал писать картины. В основном, это люди немолодые.

«Их ударяет по темечку, они начинают творить, стараются быстрее, так как знают, что век короток», – продолжает Владимир Грозин.

Такая ретроспектива наивного искусства – сразу из тридцати городов – уникальное событие, ведь ценность этих работ музеи осознали недавно. В советское время работы таких художников причисляли к самодеятельности. Многие так и ушли неизвестными. Сегодня Музей наивного искусства устраивает целые экспедиции по поиску талантов. Есть особо плодотворные районы – Кемерово, Псков, Вологда, Подмосковье. В числе последних находок – Борис Иванович Правдин. Всю жизнь он проработал электриком. На выставку попала его работа «Мигрень».

«Я сам болею мигренью с детства. Как чувствую, так и сделал, не думал, что такой интерес», – признается художник.

На пенсии Борис Иванович начал писать маслом, но краски ему не по карману, потому перешел на резьбу по дереву. Заниматься творчеством Владимир Аносов тоже начал, исходя из экономических соображений.

«Я сначала делал копии. Купить дорого, а самому сделать интересно», – поясняет он.

Конечно, наивное искусство – это не только живопись и резьба по дереву, но и различные поделки, и ковры. По сюжетам наивных художников можно легко угадать их жизненный путь. Они пишут, в основном, про себя и редко выходят за рамки выбранных тем. Конечно, сегодня они изменились, но наивное искусство по-прежнему востребовано. В России существует три музея. Можно по-разному относиться к таким работам, но банальными их точно не назовешь.