17.12.2010 | 10:42

"Похождения повесы" вновь на сцене музыкального театра имени Бориса Покровского

Шедевр Игоря Стравинского «Похождения повесы» – вновь на сцене камерного музыкального театра имени Бориса Покровского. Впервые она была поставлена в 1978 году. Тогда за музыкальную часть отвечал дирижер Геннадий Рождественский. Именно он стал инициатором возвращения постановки и снова встал за дирижерский пульт. Режиссером восстановления выступил Григорий Спектор, ученик и соратник Бориса Покровского, принимавший участие в создании спектакля 78 года. На генеральном прогоне обновленных «Похождений повесы» побывала съемочная группа «Новостей культуры».

 

 

32 года «Повеса» волновал Геннадия Рождественского. И дело даже не в том, что маэстро удручен проблемой увеличения количества повес – а именно так объясняют актуальность возобновления «Похождений повесы» в хоре Камерного театра. Просто Рождественский любит отгадывать загадки.

«Многое я сделал совершенно иначе, чем было тогда. Наверное, если через 32 года мне снова придется это сделать, я найду другие оттенки. Их там огромное количество. Поскольку каждый такт, каждая нота совершенно удивительны», - говорит Геннадий Рожденственский.

Тогда, вместе с Рождественским и Покровским, над постановкой работала и Надежда Стогова. Она и сейчас – на рабочем посту. Гримирует Повесу. Грим Повесы в начале и середине оперы значительно отличается. Вначале он – ничем не примечательный человек с говорящей фамилией – Том Рейкуэлл, происходит от английского «повеса». У него есть возлюбленная – Энн Трулав (фамилия - не менее говорящая, переводится – как «верная любовь»). Но все самое интересное начинается тогда, когда Ник Шедоу – его фамилия переводится как «Тень» - приносит весть о том, что Том богат и похождения повесы начинаются.

Шедоу – он же дьявол - проводит Тома по всем кругам искушения. Апофеоз падения – женитьба главного героя на турчанке – бородатой цирковой артистке. И в конце – печальный финал: Том умирает в сумасшедшем доме. Борис Покровский, работая над постановкой, некоторые сцены поместил в рамы – отсылая к истории создания оперы. Дело в том, что замысел ее возник в 1947 году, когда Стравинский обратил внимание на цикл гравюр художника XVIII века Уильяма Хогарта «Похождения повесы». В сценографии задействовано и пространство зала – как это часто бывало у Покровского.

Реконструировали постановку 78-го года по памяти. Но пожелания солистов учитывались.

«Иногда с боем даже что-то приходилось менять под себя. То, что мне больше свойственно. Может, я более суетной на сцене», - говорит солист Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского Борислав Молчанов.

Виктория Преображенская – недавняя солистка театра - с удовольствием примерила на себя бороду и даже свыклась с ней: «На самом деле, для артиста это не очень важно, что к нему прилеплено. И мне не мешает ничем».

На прогоне спектакля уже успели побывать те, кто видел «Похождения повесы» 32 года назад.

«Такая отточенность. В наше время просто поразительная. В наше время большая редкость», - говорит Наталья Солженицына.

«Поражает совершенно, как это все сделано, как это смогли возродить, - говорит музыковед Манашир Якубов. - Я помню спектакль 78 года. Так что это чудо какое-то. Это праздник».

Ну а тем, кто смотрит на реконструкцию «Похождений повесы» не как на праздник, а как на ревизию дедушкиного шкафа, Геннадий Рождественский отвечает просто: это классика. Она не стареет.

«Меня очень радует, что действие этой постановки не происходит на бензоколонке или на подводной лодке. К счастью, этого не произошло и это доказывает, что подлинные художественные идеи живы, и их невозможно ликвидировать», - говорит Геннадиц Рожденственский.

И 32 года раздумий над Повесой – далеко не предел, - уверен Рождественский. Загадок в партитуре еще много.