17.12.2010 | 12:12

История российского видеоарта. Том третий

Новейшая история российского видеоарта – заключительная стадия многолетнего проекта куратора Антонио Джеуза. Восемь лет назад итальянский исследователь решил написать на эту тему диссертацию и начал собирать материал. Собрал столько, что открывает в Московском музее современного искусства в год по выставке. Уже состоялось две: «История российского видеоарта. Том Первый и Том второй». Теперь, наконец, можно перелистать электронные страницы очередного тома. Рассказывают «Новости культуры».

«История российского видеоарта. Том Третий» – самая зрелищная часть кураторского сериала Антонио Джеуза. Он следовал хронологии – от работы Андрея Монастырского «Разговор с лампой» 1985 года и далее. Во вкус входил постепенно. Утверждает: чем ближе к настоящему моменту, тем больше хорошего видеоискусства.

«Здесь есть 43 работы, и все 43 очень хорошие», – говорит куратор.

Пять этажей Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке заполнены шумом. От наушников было решено отказаться, каждое произведение кричит о себе в полный голос.

«Столько видео в одном месте, все друг друга перекрикивает. Забавно, как в жизни», – замечает художник Марина Алексеева.

«Тут ничего страшного нет, даже напротив – ощущение легкой дискотеки», – говорит художник Аристарх Чернышев.

На этой выставке он представлен трижды. Во-первых, в соавторстве с Владиславом Ефимовым он создал интерактивную работу «Пузырь». Чтобы увидеть, нужно качать насос.

Период соавторства с Ефимовым сам Чернышев называет романтическим. Потом работал сам по себе, а позже - в соавторстве с Алексеем Шульгиным. Все эти периоды умещаются в последнюю пятилетку. Именно такими хронологическими рамками руководствовался и куратор Джеуза, собирая выставку. Когда речь идет о таком близком прошлом, даже непонятно, можно ли вести речь об истории. Но так как сами по себе выставки видеоарта - редкость, кураторский подход Джеуза художников не смущает.

«Видеоарта не так много, но и не так мало», – подчеркивает художник Сергей Шутов.

«Здесь куратор показал красноречивые вещи: Ноев ковчег, антологию», – отмечает художник Виктор Алимпиев.

К третьему этапу выставочного проекта «История российского видеоарта» во-первых, установился канон авторов: ни одна выставка не обошлась без Андрея Монастырского или группы «Синий суп». Во-вторых, повысилось количество технологически сложных, интерактивных объектов. В-третьих, стало больше работ из регионов: Самара, Уфа, Нижний Новгород, Екатеринбург. И в-четвертых, Антонио Джеуза позвал на подмогу десять других кураторов. Рядом с каждой работой подписано, кто ее рекомендовал. Что же касается самого объекта исследования – российского видеоарта – то он безостановочно мутирует. Даже тем, кто его делает, кажется порой, что делают они не его.

Увидеть, куда приведет Аристарха Чернышева развитие видеоарта, можно будет, наверное, лет через пять на выставке с условным названием «История российского видеоарта. Том 4».